Сольвычегодск

Сольвычегодск, в Котласском районе Архангельской области, в 830 км к юго-востоку от Архангельска, курорт. Расположен на правом берегу р. Вычегда (приток Северной Двины). Пристань в 18 км к северо-востоку от железнодорожной станции Котлас на линии Коноша – Микунь. Аэропорт. Население 4,0 тыс. человек (1992; 1,7 тыс. в 1897; 2,1 тыс. в 1926; 3,6 тыс. в 1979).

Известен с XIV в. как поселение у Соленого озера, в XV в. назывался Усольск. В начале XVI в. солепромышленники Строгановы основали близ Усольска первые соляные варницы. Строгановы жертвовали значительные средства на развитие культурной жизни города, строительство церквей, собрание редких книг и икон, основание художественных промыслов. В XVII-XIX вв. Сольвычегодск – один из значительных центров русского искусства: здесь развивались искусство лицевого шитья (покровы, пелены, плащаницы), чеканка и филигрань, в конце XVII в. сформировалась самобытная школа живописной эмали (так называемая усольская эмаль). С начала XVIII в. в связи с закрытием соляных варниц и перемещением торговых путей экономическая жизнь С. пришла в упадок. С 1780 Сольвычегодск – уездный город Вологодского наместничества (с 1796 – Вологодской губернии). С 1937 – в составе Архангельской области.

Современный Сольвычегодск – бальнеогрязевой курорт, основан в 1923. Климат умеренно континентальный. Средние температуры января -14°C, июля 17°C. Осадков около 550 мм в год. Окружен смешанными лесами. Основные лечебные факторы – хлоридная сульфатная натриевая минеральная вода и сульфидная иловая грязь озера Соленое (Соляное), которые используются для лечения заболеваний органов движения и опоры, нервной системы, гинекологических болезней.

В Сольвычегодске – Историко-художественный музей (в экспозиции – иконы «строгановской школы», лицевое шитье, декоративно-прикладное искусство XVII-XVIII вв.). Сольвычегодск застроен преимущественно одноэтажными деревянными домами, над которыми возвышаются каменные церкви: у пристани – 5-главый Благовещенский собор (1560, в интерьере – фрески 1600, иконостас с иконами «строгановской школы», XVII в.); в стороне от берега – Введенский монастырь с высоким 5-главым собором (1689-93) в стиле «московского барокко» (в интерьере – грандиозный 7-ярусный резной иконостас, иконы «строгановской школы», 1693).

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".