Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Православные монастыри

Алтайский край

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Красноярский край

Курганская область

Липецкая область

Москва

Московская область

Новгородская область

Оренбургская область

Пермская область

Псковская область

Приморский край

Республика Адыгея

Республика Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Карелия

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Читинская Республика

Чувашская Республика

Ярославская область

Из истории русских православных монастырей (до 1917 года).

Первое сообщение о существовании монастырей на Руси содержится в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона, который упомянул, что при князе Владимире «манастыреве на горах сташа, черноризьци явишася». Сын Владимира Ярослав Мудрый основал в Киеве Георгиевский и Ирининский монастырь, под 1051 годом летопись говорит о начале Киево-Печерского монастырь, ставшего первой общежительной, наиболее крупной и почитаемой русской обителью. Ее основатели — Антоний и Феодосий Печерские — стояли у истоков русского монашества; Феодосий, в течение 12 лет бывший печерским игуменом, дал образец для подражания и собственным примером, и устройством своей обители.

В домонгольский период в Киеве существовало до 17 монастырей, примерно такое же количество имелось и в Новгороде; всего на Руси было основано около 70 монастырей. Все они находились в крупных городах, преимущественно стольных, или ближайших пригородах (Ильинский и Успенский Елецкий монастыри в Чернигове, Юрьев и Антониев монастыри под Новгородом, Рождественский и Успенский монастыри во Владимире и пр.). Подавляющее большинство обителей были ктиторскими. В роли ктиторов, выделявших деньги на строительство монастырей и содержавших монахов на свои средства, выступали князья и епископы. За ктиторов возносились молитвы, монастыри служили также ктиторскими усыпальницами. Поэтому углубление феодальной раздробленности вело к росту числа монастырей.

Во второй половине XIV—XV веков наблюдается значительный рост монастырей не ктитореких, а возникших по личной инициативе; основателей. Один из первых таких монастырей, Троицкий, был основан Сергием Радонежским и завоевал огромный авторитет уже при жизни своего основателя. Учениками Сергия были преподобные. Савва Сторожевский, Мефодий Пешношский, Сергий Обнорский, Авраамий Городецкий, Афанасий Высоцкий, Сергий Нуромский, Иаков Железноборовский, тоже ставшие основателями монастырей; к духовному кругу преподобного Сергия принадлежали и основавшие монастырь преподобные Кирилл Белозерский, Стефан Махрищский, Димитрий Прилуцкий, Дионисий Суздальский. В XV веке появились также столь известные монастырь, как Иосифо-Волоцкий, Пафнутьево-Боровский, суздальский Спасо-Евфимиев. В свою очередь, Кирилло-Белозерский монастырь, основанный преподобным Кириллом, уже в конце XV — начале XVI века дал плеяду подвижников, ставших игуменами новых обителей (Савватий Соловецкий, Александр Ошевенский, Мартиниан Белозерский, Корнилий Комельский). По подсчетам В.О. Ключевского, в XIV веке было основано 42 городских и 42 пустынных монастыря, в XV веке — 27 городских и 57 пустынных. Преимущественными районами монастырского строительства были центральная часть Московского княжества, Заволжье и русский Север.

Экономически к середине XIV века, с ослаблением зависимости Руси от Орды и укреплением Московского княжества, появилась возможность использовать дополнительные источники дохода за счет собственного хозяйства (роль «мирского подаяния» была определяющей на первом этапе существования многих монастырей, а иногда и позднее). Определенное значение имели ханские льготы для «церковных людей», сократившиеся в первой половине XIV века и восстановленные в полном объеме при митрополитах Феогносте и Алексии (ярлыки ханши Тайдулы Феогносту, 1351 г., хана Бердибека Алексию, 1357 г.).

В XVI веке среди новооснованных обителей по-прежнему преобладают пустынные — 51 (и 35 городских), в том числе Антониев Сийский, Троицкий Болдинский, Спасо-Суморин, основанные соответственно Антонием Сийским, Герасимом Болдинским и Феодосием Тотемским. География распространения монастырей расширяется за счет присоединенных к государству областей Среднего и Нижнего Поволжья, затем Сибири. В этих областях, как правило, монастыри были городскими и закладывались вместе с новыми городами. По данным И.К. Смолича, за вторую половину XVI века в Понизовье появились 21 город и 31 монастырь. Основание монастырей на новых землях становится государственной политикой: из 101 монастыря, возникшего в Понизовье за XVI—XVII века, 95 были отстроены по указам и на сре;дства центральной власти. Число мужских монастырей в несколько раз превышало число женских. Имелись также смешанные монастыри (Хотьков, Лазаревский Городецкий). Чаще всего они, вероятно, возникали при приходских церквях, где селились монашествующие обоего пола. «Двойные» обители были удобны для пострижения престарелых супружеских пар (родители Сергия Радонежского постриглись в Хотьковом монастыре). Смешанные монастыри запрещались еще правилами Собора, а на Руси — митрополитом Фотием (1416 г., Соборами 1503 и 1551 годов, но продолжали существовать вплоть до XVIII века.

В XVII веке было основано почти столько же новых монастырей, сколько за три предшествующих столетия (ок. 220). Заметен территориальный сдвиг распространения монастырей на южные «украины»: появились монастыри в городах по засечным чертам. Древнерусские монастыри преимущественно были малобратственными (от 3 до 10 монахов), в XVI веке лишь 8-10 обителей имели более 50 монашествующих. К началу XVIII века в России насчитывался 1201 монастырь (905 мужских и 236 женских). В первой половине XVIII века в результате закрытия или объединения с более крупными было ликвидировано 175 монастырей, хотя одновременно основано 37 новых обителей. Особенно заметно сократилось число монашествующих в результате правления Анны Иоанновны (примерно с 25 000 в 1724 г. до 14 000 в 1738 г.). В 1764 императрица Екатерина II издала указ о секуляризации церковных и монастырских владений, т.е. о передаче их в управление светскому учреждению — Коллегии экономии. На содержание монашествующих из Коллегии выделялась определенная сумма; монастыри делились на категории (штаты), бедные и малобратственные монастыри подлежали закрытию. Синод упразднил в общей сложности 589 монастырь, оставив в Великороссии 387 монастырей (штатных и заштатных). Финансирование монастырей было недостаточным и практически не компенсировало затрат на ремонт монастырских зданий, в результате чего постройки ветшали и разрушались. Таким образом, секуляризация крайне неблагоприятно сказалась на положении русских монастырей (на территорию Малороссии эта реформа была распространена в 1786-1788 гг.).

В начале XIX века на всей территории Российской империи имелось 452 монастыря. До середины XIX века было закрыто еще 58 обителей, а вновь основано за весь период с начала XVIII века до середины XIX века лишь 39 монастырей. В царствование Екатерины II появилось всего 3 монастыря, в царствование Александра I — 4 монастыря, Николая I — 13 монастырей. Почти все они располагались на окраинах государства (юг, Сибирь) и основывались с практическими целями: для призрения вдов, сирот, инвалидов или для миссионерской деятельности. Во второй половине XIX века наблюдается значительный рост монастырского строительства: к началу XX века число монастырей удвоилось, а в 1914 году их стало 1025.

Почти половину из них составляли женские, которые часто возникали как сестринские общины (из общин выросло около 2/3 всех новых женских монастырей). Восстанавливались многие монастыри, ранее закрытые или преобразованные в приходские церкви (в том числе Рождественский Ферапонтов, Макарьевский Желтоводский), нередко при этом бывшие мужские обители превращались в женские. Оживление монастырской жизни вызывалось появлением класса состоятельных благотворителей (предпринимателей и купцов) и отменой крепостного права, открывшей крестьянству относительно свободный доступ в монастыри и даже к их основанию; сыграло свою роль также некоторое упрощение бюрократической процедуры при учреждении новых обителей (1865 г.). На иноверных окраинах, в том числе с католическим и униатским населением, продолжилось государственное строительство монастырей. Возобновлялись древние монастыри в Грузии. В 1881 году Синод получил право самостоятельно основывать монастыри, если на них не требовались казенные средства.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".