Санкт-Петербург

Кунсткамера


Кунсткамера

Кунсткамерой называется здание в Санкт-Петербурге, построенное для хранения диковинок и книг, собранных Петром I. Здание Кунсткамеры было заложено в 1718 году архитектором Г. Маттарнови. Оно должно было стать главным научным учреждением города, первым публичным музеем и библиотекой. Место для постройки здания было выбрано в центре города, на берегу Невы. Такое расположение Кунсткамеры объяснялось тем, что Петр I хотел, чтобы все видели ее издалека, думали о науках и приобщались к культуре.

Петр I был не первым коллекционером на Руси, но ему принадлежит идея создания первого публичного музея и библиотеки для просвещения народа. Свою знаменитую коллекцию он начал собирать еще в начале 1700-х годов. Первоначально она размещалась в Москве и называлась «государев Кабинет». В 1712 году вместе с переносом столицы в Петербург переехала и царская коллекция. По распоряжению Петра I ее разместили в Летнем дворце на Фонтанке, в первой резиденции царя. В 1714 году коллекция разместилась в отдельном помещении, оно и было названо Кунсткамерой, «кабинетом редкостей».

В 1717-1718 годах Петр I издает указы, в которых повелевает приносить в Кунсткамеру все старые и необычные вещи: камни, кости, посуду, оружие, различные предметы, назначение которых не вполне ясно. Путешественникам наказывалось привозить из дальних странствий диковинные предметы. С тех пор в Кунсткамеру начали поступать различные животные с двумя языками, восемью ногами, четырьмя глазами и другими уродствами, гербарии, глыбы камней и многое-многое другое.

В 1718 году петровская коллекция уже не могла поместиться в одном помещении, и ее перенесли в дом опального вельможи А.В. Кикина – Кикины палаты. Коллекция еще не была систематизирована и размещалась вперемешку в восьми залах. Здесь были медали и монеты, анатомические препараты, искусно препарированные головки детей, отдельные части тела человека, животных, птиц, ящики с бабочками и морскими раковинами, чучела животных-монстров, необыкновенные камни, археологические находки. Среди самых удивительных экспонатов Кунсткамеры можно назвать живых людей-уродов.

Они отличались от обычных слишком низким или слишком высоким ростом, какими-то дефектами строения тела и внешности. Уродцы жили при Кунсткамере, а днем исполняли роль обычных экспонатов. Кроме музея, во дворце располагалась библиотека редких книг и химическая лаборатория.

Отдельное здание для Кунсткамеры начали строить в 1718 году. Строительство здания длилось 16 лет, за это время им руководили четыре архитектора: Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов. В плане здание представляло собой высокую многоярусную башню, к которой примыкают два симметричных трехэтажных крыла. Форма башни была восьмигранной, постепенно сужающейся кверху, что создавало иллюзию взлета архитектурных форм. Верх башни был покрыт легким купольным перекрытием. Сложное архитектурное решение и оформление центральной башни, по замыслу архитекторов, должно было гармонично контрастировать с симметричными корпусами.

В 1727 году в построенное здание Кунсткамеры перевезли коллекции Петра I, в следующем году музей был открыт для посещения, но отделочные работы продолжались вплоть до 1734 года. В башне находился анатомический музей и обсерватория, в боковых корпусах были распложены библиотека и выставочные залы, а в крайнем левом и крайнем правом отделах здания находились научные кабинеты. Здесь же размещались некоторые отделы основанной Петром I Академии наук. В 1747 году здание Кунсткамеры почти полностью сгорело. В 1754-1758 годах архитектору С.И. Чевакинскому удалось восстановить его по старым чертежам и планам, кроме верхнего яруса башни. Она была восстановлена только после Великой Отечественной войны архитектором Р.И. Каплан-Ингелем.

Как уже было сказано, первыми экспонатами Кунсткамеры стали книжная коллекция и коллекция «монстров и раритетов» Петра I. В последующие года собрание Кунсткамеры постоянно пополнялось в основном за счет предметов и находок, которые привозили и дарили музею известные путешественники: Д. Кук, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лиснянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Н.Н. Миклухо-Маклай. К середине XVIII века в библиотеке Кунсткамеры хранились многочисленные русские рукописные книги, атласы и рисунки.

Первый русский публичный музей и библиотека были основаны Петром I не только как научное учреждение, но и как культурно-просветительское. Посещение музея было бесплатным, библиотека первоначально была открыта для свободного доступа два раза в неделю по два часа, потом продолжительность ее работы постепенно увеличивалась. В 1836 году на основе коллекций Кунсткамеры было создано несколько экспозиций (зоологическая и ботаническая), в 1878 году образовался Музей антропологии и этнографии. В 1902 году ему было присвоено имя Петра Великого. Этот музей и в настоящее время расположен в здании Кунсткамеры. Коллекция музея антропологии включает образцы одежды, оружия, посуды, орудий труда, предметов религиозно культа, художественных изделий народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран.

В 1949 году в здании был открыт Музей М.В. Ломоносова, проработавшего в этом здании почти четверть века. В коллекции представлены его личные вещи, сочинения, научные приборы, образцы цветного стекла (смальты), созданного под его руководством. Особого внимания заслуживает Большой академический глобус, размещенный в одном из залов музея. Он был изготовлен в XVII веке в Германии и подарен Петру I в 1717 году. Снаружи глобуса была карта Земли, а внутри – карта звездного неба.

В 1992 году Кунсткамера стала самостоятельным Музеем и научно-исследовательским институтом в составе отделения истории Российской Академии наук. Она носит название «Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН».

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".