Великие Луки
Великие Луки, в Псковской области, областного подчинения, районный центр, в 313 км к юго-востоку от Пскова. Расположен в пределах Ловатской низины, на берегах р. Ловать (бассейн озера Ильмень). Узел железнодорожных линий Москва – Рига и Бологое – Полоцк. Аэропорт. Население 116 тыс. человек (1992; 8,5 тыс. в 1897; 19,6 тыс. в 1926; 59 тыс. в 1959; 85 тыс. в 1970; 103,0 тыс. в 1979).
Впервые упоминается как город Луки на Ловати в Новгородской летописи под 1166 (первое поселение IX-XI вв. в 3 км от современного города: курганы и городище, найдены предметы домашнего обихода и ремесленные изделия). По одной из версий, название происходит от слов «лука», «излучина», которую образует здесь р. Ловать. С XII в. входил в состав Новгородской феодальной республики и имел стратегическое значение как крепость (построена в 1211) на подступах к Новгороду и Пскову на границе с Литвой – отсюда название «оплечье Новгорода».
Название Великие Луки впервые встречается в Псковской летописи 1406. Н.М. Карамзин описывал Великие Луки как город красивый местоположением, богатый и торговый, ключ древних южных владений Новгородской державы. С 1478, с падением Новгорода, входит в состав Русского централизованного государства, сохраняя свое военно-оборонительное значение. В период Ливонской войны 1558-83 здесь находилась ставка Ивана Грозного. В 1580 крепость Великие Луки была взята польско-литовскими войсками короля Стефана Батория, в 1583 возвращена России. В начале XVII в. город занимали войска Лжедмитрия I, затем Лжедмитрия II. В 1611 город был полностью разорен. Восстановлен в 1619 уральскими и донскими казаками по указу царя Михаила Романова.
В годы Северной войны 1700-21 в Великие Луки по приказу Петра I и чертежам Леонтия Магницкого была сооружена 6-бастионная земляная крепость. В период Отечественной войны 1812 Великие Луки играли роль крупной тыловой базы русских войск. С 1777 получили статус уездного города Псковского наместничества. В конце XIX в. в городе действовали 10 кожевенных, 2 мыловаренных, свечной и восковой небольшие заводы. Через город проходили Петербургский и Московский почтовые тракты, по которым дважды в неделю доставляли почту. В 1901 через Великие Луки проложена железная дорога.
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 город являлся важным стратегическим пунктом, был оккупирован немецко-фашистскими войсками, в ходе ожесточенных боев дважды (в 1941 и 1943) освобождался. В 1944-57 центр одноименной области.
В современных Великих Луках: радиозавод; заводы – по выпуску электробытовых приборов, реостатов, высоковольтной аппаратуры, щелочных аккумуляторов, торфяных машин, локомотиво-вагоноремонтный и др.; предприятия легкой, деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Институты: сельско- хозяйственный, физкультуры; филиал Санкт-Петербургского института инженеров железнодорожного транспорта. Драматический театр (с 1919). Краеведческий музей, Мемориальный музей академика И.М. Виноградова, Музей Александра Матросова. Близ Великих Лук открыты мемориальные музеи М.П. Мусоргского и С.В. Ковалевской.
На левом берегу Ловати, в историческом центре города, сохранилась земляная крепость 1704-08, имеющая в плане шестиугольник неправильной формы (общая длина валов – 2 км, первоначальная высота – 21,3 м). В Великих Луках и их окрестностях установлено около 60 памятников воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941-45. В центре города установлены памятники А. Матросову и маршалу К.К. Рокоссовскому.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".