Спасское-Манухино

От Можайского шоссе налево отходит Рябиновая улица, ведущая к двум интересным памятникам, отмечающим места, где стояли по реке Сетуни два села – Спасское-Манухино и Троекурово.

Первым от шоссе стояло Спасское-Манухино, церковь которого находится на взгорке правого берега Сетуни, справа от широкой проезжей Рябиновой улицы. Она сияет своими крестами, золотыми куполами, возрожденная из руин после передачи ее общине верующих.

В начале XVII в. переписью здесь была зафиксирована деревня Манухино, бывшая поместьем братьев Воина и Петра Тимофеевичей Пушкиных.

Воин был воеводой в Березове и Брянске, а Петр, прямой предок поэта, также воеводствовал, он же был и московским «объезжим головой», получив в 1615 г. в виде вознаграждения «за московское очищение (т.е. освобождение города от польских войск. – Авт.) и за рану» 200 четвертей земли и 10 рублей деньгами. После Петра, умершего в 1633 г., Манухино было продано и вотчину Никите Воиновичу Пушкину, а в 1673 г. перешло к его племянникам Федору и Петру Петровичам, которые в том же году уступили деревню Артамону Сергеевичу Матвееву, ближайшему сотруднику царя Алексея Михайловича, могущественному «первому министру», как называли его иностранцы. После того как он построил в 1676 г. церковь, деревня стала селом под названием Спасское-Манухино. Как и многие другие имения Матвеева, потерпевшего поражение в результате, дворцовых интриг, село Спасское было отписано в казну и возвращено сыну боярина Андрею Артамоновичу в 1683 г. Его наследники продали село графу П.И. Ягужинскому, одному из самых деятельных сподвижников Петра. Сын бедного литовского органиста, игравшего в Немецкой слободе, умный, образованный, честный, он привлек внимание царя, стал его денщиком, выполнял ответственные поручения, был назначен генерал-прокурором,– «сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных должен во всем верно поступать»,– такой наказ был дан ему Петром. П.И. Ягужинский владел Спасским-Манухиным до кончины в 1736 г., потом оно перешло к его непутевому сыну Сергею, продавшему село в 1779 г. В продолжение XVIII и XIX вв. Спасское-Манухино довольно часто переходило из рук в руки, в частности, среди его владельцев упоминается наживший капитал на торговле с заграницей купец первой гильдии Григорий Кирьяков, имевший дворец на Петровке (№21), недалеко от свояка Михаила Губина, для которого М.Ф. Казаков выстроил один из своих шедевров (дом №25). Он в Сетуни устроил фарфоровую фабрику. Перед Октябрьским переворотом здесь были усадьбы Сабашниковых и Прохоровых.

Единственное свидетельство существования села теперь – Спасская церковь (Рябиновая улица, 18). Любопытно отметить, что церковь была похожа на другую, возведенную, очевидно, также А.С. Матвеевым около его городской усадьбы в Столповском переулке (ныне Армянский). Предполагается, что автором этой церкви мог быть один из зодчих, имя которого упоминается в связи с постройками как домовой церкви в его усадьбе, так и церкви св. Георгия Неокесарийского на Полянке,– Иван Кузьмич Кузнечик (он, между прочим, числился стрельцом в полку Матвеева). Архитектор-реставратор Е.В. Трубецкая пишет о том, что Спасская церковь обладает яркими индивидуальными чертами, в особенности необычными островерхими бочками над алтарными апсидами.

Церковная шатровая колокольня и трапезная с приделами построена после 1902 г. по проекту архитектора В.Г. Жигардловича.

В церковном иконостасе находились иконы работы Симона Ушакова, пропавшие при закрытии храма коммунистами в 1930-е гг. Здание храма использовалось гальваническим цехом завода цветного литья а в 1987 г. передано мастерским «Союзреставрации» до возвращения общине верующих, которая возобновила службы через два года.

У церкви были похоронены такие известные деятели культуры, как Сергей Сабашников, один из основателей знаменитого издательства «Братья Сабашниковы», Д.А. Ровинский, обладатель самой большой коллекции гравюр и народных лубков, и ныне забытый, а во второй половине XIX в. довольно известный писатель Н.Д. Ахшарумов. Рядом Кунцевское кладбище, филиал Новодевичьего, но не такое «престижное». На этом кладбище – захоронения умерших при ликвидации аварии в Чернобыле, могилы воинов, погибших в недавние войны – как с немцами и с афганцами, так и со своими же российскими гражданами в Чечне, а также «ученого» Т.Д. Лысенко, развалившего с помощью коммунистов биологическую науку в СССР, академика П.Ф. Здродовского, микробиолога, иммунолога, изучавшего методы борьбы с малярией, бруцеллезом и прочими инфекционными болезнями.

У церкви стоял небольшой дом с садом владельца ближней фабрики Фрэнка Реддавея. Он открыл ее в 1886 г. по образцу фабрики в Великобритании, производившей брезентовые рукава, крепежный материал и клеенку. Вскоре благодаря умелому руководству, поиску и внедрению новых образцов продукции, в особенности клеенки, и, конечно, неисчерпаемому русскому рынку, фабрика Реддавея стала самой большой из всех его предприятий в других странах.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".