Успенский собор – наследник пирамид?
Успенский собор во Владимире
Со времени своего основания Успенский собор несколько раз был разорен, несколько раз горел и неоднократно обновлялся, восстанавливался и достраивался. И хотя считается, что в результате научной реставрации конца 19 века собору возвращен его первоначальный вид, это не совсем так. Вследствие постоянных изменений внешних архитектурных форм сейчас почти невозможно угадать под ними части более старого языческого храма в виде пирамиды. Очертания его величественны, они вызывают особый трепет в душе. Еще десять веков назад его сравнивали с храмом Соломона, тем более не удивительно, что приезжающие во Владимир люди стремятся селиться в отели, из окон которых открывается вид на золотые купола храма.
Но вернемся к пирамидам. Дабы не возводить предположения в ранг доказанных фактов, отметим, что языческая предыстория Успенского собора – это пока только гипотеза. Высказал ее в монографии «Пирамиды как формы славянского зодчества» писатель и ученый В. А . Чудинов. Он считает, что причиной выбора этого места для основания города послужили три усыпальницы древности в виде пирамид. Автор высказывает предположение, что храмы в виде пирамиды – это изобретение доегипетской славянской цивилизации эпохи Стоухенджа, и ничего общего с фараонами не имеют.
Эти три пирамиды, по мнению Чудинова, были храмами Мары –древнеславянской богини болезней и смерти. Затем их превратили в храмы Рода, Макоши и Дыя, а еще позже они стали христианскими храмами, и в 11 веке к ним пристроили Успенский собор, который находится на месте бывшего храма Макоши (Марии). Из каких соображений Андрей Боголюбский сохранил в христианском духовном сооружении языческие очертания, сказать наверняка невозможно. Автор монографии имеет на это свою точку зрения. Он считает, что князь таким образом хотел создать храм новой религии, не переча при этом язычничеству. Для любой религии, а тем более древней, очень важно соблюдение канона. И вчерашние язычники никогда не стали бы молиться в сооружении, которое отличается от их представлений о храме.
Правда это или нет, возможно, ученые скоро разгадают. По крайней мере, этого требует загадка совпадения некоторых надписей (славянских) на плитах египетских пирамид, на пирамиде Цестия в Риме и на стенах Успенского собора. Но даже если все окажется одной из красивых легенд о храме, она лишний раз свидетельствует о том, какая бурная и сложная судьба была у этого удивительного памятника древнеславянского зодчества, включенного в список архитектурных сооружений, охраняемых Юнеско. И местные водители такси, когда им приходится подвозить приезжего гостя, обязательно посоветуют ему посетить Успенский собор и расскажут одну из легенд о нем.
Хронологическая биография Успенского собора
- 1158—1160: первоначальный храм;
- 1161: роспись фигур пророков (на колонках северного фриза);
- 1180-е: обстройка собора галереями;
- 1185: вследствие пожара все деревянные конструкции выгорели;
- 1186—1189:
- Перестройка и значительное расширение собора после пожара. Новые росписи: фигуры Артемия и Авраамия; фигуры на столпах за иконостасом;
- 1238: татары обложили собор и подожгли его;
- 1408: храм расписан Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным;
- 1410: разграбление собора татарской ордой царевича Талыча;
- 1536: собор снова горел;
- 1773–1774: обновление собора по распоряжению Екатерины II; установлен новый иконостас в барочном стиле;
- 1810: сооружена четырёхъярусная колокольня;
- 1862: построен Георгиевский придел (архитектор Н. А. Артлебен);
- 1882-1884: внутренние работы, открыты фрески Рублева;
- 1886-1891: научная реставрация храма, собору возвращён первоначальный облик;
- 1970- 1980-е: самая крупная и продолжительная реставрация, позолочены купола, очищен белый камень;
- 1992: успенский собор включен в перечень памятников наследия ЮНЕСКО;
- Настоящее время: главный кафедральный собор Владимирской епархии, действующая музейная экспозиция.
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".