Петродворец

Приложение. Барельефы Большого каскада

Созданы в начале XVIII века скульпторами К. Растрелли, К. Оснером, И. Вассу; восстановлены в 1947 году бригадой ленинградских скульпторов под руководством Н.В. Суворова.

ВОСТОЧНАЯ ЛЕСТНИЦА (сверху вниз, слева направо)

1. «ПОХИЩЕНИЕ ПРОЗЕРПИНЫ ПЛУТОНОМ». Барельеф воссоздан М.Р. Габе.

Плутон — по античной мифологии — бог подземного царства; Прозерпина — богиня плодородия и произрастания, похищенная Плутоном. Изображенная на барельефе сцена в первой четверти XVIII века понималась как аллегория захвата шведскими интервентами искони русских земель и обозначала «неправедное обладание Ижерские земли».

2. «НАРЦИСС, ПРЕВРАЩЕННЫЙ В ЦВЕТОК». Барельеф воссоздан Л.А. Месс.

По античной мифологии Нарцисс — прекрасный юноша, самовлюбленно заглядевшийся на свое отражение в водоёме и превращенный богами в цветок. В первой четверти XVIII века изображение Нарцисса служило сатирической аллегорией самовлюбленности и самоуверенности шведского короля Карла XII.

3. «СОСТЯЗАНИЕ В БЕГЕ ГИППОМЕНА И АТАЛАНТЫ». Барельеф воссоздан Е.И. Поповой.

По античной мифологии Аталанта — легендарная охотница, прославленная быстротою бега; ее сумел перегнать только юноша Гиппомен. В первой четверти XVIII века это изображение понималось как аллегорическое прославление русских армий, одержавших победу над шведами.

4. «НАРЦИСС, ПРЕВРАЩЕННЫЙ В ЦВЕТОК».

5. «ПОХИЩЕНИЕ ДЕЯНИРЫ КЕНТАВРОМ НЕССОМ». Барельеф воссоздан В.Ф. Богатыревым.

На барельефе изображен кентавр Несс — получеловек-полулошадь, несущий на своей спине Деяниру — жену Геракла, который стреляет в него из лука. Аллегория освобождения Петром I, который сравнивался с Гераклом, балтийских берегов, отождествляемых с похищенной Деянирой.

6. «ПОХИЩЕНИЕ РЕБЕНКА ТРИТОНОМ». Барельеф воссоздан В.В. Рубаник.

Тритон — по античной мифологии властитель морской стихии.

7. «НЕПТУН НА МОРСКОМ БЕРЕГУ». Барельеф воссоздан Т.Ф. Линде.

Бог морей Нептун сидит на берегу, а по морю плывут властитель вод — Тритон и парусные корабли. Аллегория благополучного мореплавания.

8. «НАРЦИСС, ПРЕВРАЩЕННЫЙ В ЦВЕТОК».

9. «ТРИУМФ АМФИТРИТЫ». Барельеф воссоздан В.В. Рубаник.

10. «ВАКХИЧЕСКАЯ СЦЕНА». Барельеф воссоздан В.Н. Китайгородской.

Изображение жертвоприношения Вакху — по античной мифологии богу вина и веселья.

11. «ТРИУМФ НЕПТУНА». Барельеф воссоздан Н.Ш. Могилевским.

По воде идет бог морей Нептун в сопровождении покорителей волн — тритонов. Женщина, стоящая на берегу, — Амфитрита, олицетворяющая море, В первой четверти XVIII века это изображение являлось аллегорическим прославлением морского могущества России.

12. «ПЕРСЕИ, СПАСАЮЩИЙ АНДРОМЕДУ». Барельеф воссоздан В.В. Гущиной.

Древнегреческий герой Персей с копьем несется на крылатом коне к морскому чудовищу, которое хочет поглотить принесенную ему в жертву прекрасную Андромеду. В первой четверти XVIII века этот сюжет рассматривался как аллегория освобождения русскими войсками под командованием Петра I, сравниваемого с Персеем, Андромеды, т.е. Ижорской земли.

В современных городах велосипед стал одним из самых удобных видов транспорта. Туристы всё чаще пользуются услугой аренда велосипедов в Петербурге, чтобы располагать своим временем. Велосипедист не стоит в пробках, не ждёт на перегонах, не останавливается на остановках общественного транспорта. Средняя скорость перемещения велосипедиста по городу сегодня не ниже, чем у автомобилиста.

ЗАПАДНАЯ ЛЕСТНИЦА (сверху вниз, слева направо)

13. «ПОХИЩЕНИЕ ДЕЯНИРЫ КЕНТАВРОМ НЕССОМ».

14. «ТРИТОН, ВЫНОСЯЩИЙ ЖЕНЩИНУ ИЗ ВОЛН». Барельеф воссоздан В.В. Рубаник.

15. «НЕПТУН НА МОРСКОМ БЕРЕГУ».

16. «НАРЦИСС, ПРЕВРАЩЕННЫЙ В ЦВЕТОК».

17. «ДИАНА u AKTEOH». Барельеф воссоздан Г.С. Столбовым.

На берегу изображены Диана — по античной мифологии богиня охоты, окружающие её нимфы — богини лесов и вод и легендарный охотник Актеон, который нарушил запрет Дианы, был превращен ею в оленя и растерзан своими собаками. В петровское время подобного рода изображения являлись аллегорическим прославлением победы России над вероломным Карлом XII.

18. «ПАДЕНИЕ ФАЭТОНА». Барельеф воссоздан С.Б. Велиховой.

Фаэтон — по античной мифологии — сын бога солнца за самонадеянное желание управлять солнечной колесницей своего отца был поражен молнией повелителя вселенной Зевса. В первой четверти XVIII века этот сюжет использовался как сатирическая аллегория поражения Карла XII, стремившегося победить Россию и завоевать мировое господство.

19. «СОСТЯЗАНИЕ АПОЛЛОНА и МАРСИЯ». Барельеф воссоздан Е.Г. Захаровым.

Сцена состязания в игре на музыкальных инструментах Аполлона, по античной мифологии бога искусства, с Марсием — сатиром, богом лесов и пещер. С побежденного Марсия была за самонадеянность содрана кожа. Этот сюжет в первой четверти XVIII века использовался как сатирическая аллегория разгрома самонадеянного захватчика Карла XII.

20. «ПЕРСЕИ, СПАСАЮЩИЙ АНДРОМЕДУ».

21. «ПОХИЩЕНИЕ ДЕЯНИРЫ КЕНТАВРОМ НЕССОМ».

22. «НАРЦИСС, ПРЕВРАЩЕННЫЙ В ЦВЕТОК».

23. «НЕПТУН НА МОРСКОМ БЕРЕГУ».

24. «НАРЦИСС, ПРЕВРАЩЕННЫЙ В ЦВЕТОК».

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ И БОКОВЫЕ УСТУПЫ (слева направо)

25. «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ ЮПИТЕРОМ В ОБРАЗЕ БЫКА». Барельеф воссоздан Б.Е. Коплянским.

Европа — по античной мифологии — прекрасная девушка, возлюбленная Юпитера, принявшего образ быка и увозящего ее по морю. В первой четверти XVIII века этот сюжет трактовался как аллегория миролюбия России, которой доверились европейские государства, подобно легендарной Европе, доверившейся повелителю богов — Юпитеру.

26. «ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ». Барельеф воссоздан В.H. Риттером.

27. «ЛАТОНА и ЛИКИЙСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ». Барельеф воссоздан В.H. Богатыревым.

Латона — по античной мифологии - мать Аполлона и Дианы. По просьбе Латоны верховный бог Юпитер превращает в лягушек ликийских крестьян, не давших ей возможности утолить жажду. В первой четверти XVIII века смысл барельефа понимался как сатирическая аллегория на Швецию и её союзников, стремившихся закрыть России — Латоне доступ к морю и проигравших войну.

28. «ЗОЛОТОЙ ВЕК». Барельеф воссоздан А.М. Игнатьевым.

Женщина принимает дары на берегу тихого моря, по которому плывет дельфин. В первой четверти XVIII века это изображение истолковывалось как аллегория благополучного плавания и изобилия при наступлении мира.

29. «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ ЮПИТЕРОМ В ОБРАЗЕ БЫКА».

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".