Моршанск
Моршанск, в Тамбовской области, областного подчинения, районный центр, в 90 км к северу от Тамбова. Расположен в северной части Окско-Донской (Тамбовской) равнины, пристань на р. Цна (бассейн Оки). Железнодорожная станция на линии Ряжск – Пенза. Автомобильная дорога (Тамбов – Шацк). Население 50,5 тыс. человек (1992; 20 тыс. в 1861; 22 тыс. в 1896; 28 тыс. в 1926; 35 тыс. в 1939; 41 тыс. в 1959; 44 тыс. в 1970; 47 тыс. в 1979).
Впервые упоминается в середине XVII в. как село Морша, принадлежавшее рязанским архиереям. Мордовское население Морши в XVII в. приняло христианство и ассимилировалось русскими переселенцами. Во второй половине XVII – XVIII вв. Морша – крупное торговое село, расположенное в месте, где р. Цна становилась судоходной. Водными и гужевыми дорогами Морша была связана с Рязанью и Москвой, Муромом и Нижним Новгородом, районами верхнего и нижнего Дона, Поволжья. Каждое лето через село из южных степей перегонялось до 50 тыс. лошадей, из бассейнов рек Вороны, Хопра и Медведицы вывозились хлеб, мед, рыба, пушнина и др. В XVIII в. в Морше действовали полотняная, канатная, суконная, бумажная, винокуренная фабрики и несколько салотопен. Ежегодно до 25 тыс. аршин моршанского парусного полотна отправлялись в российские порты – Санкт-Петербург и Таганрог. В 1764 село перешло в ведение дворцового ведомства, в 1779 переименовано в Моршанск и преобразовано в уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 – губернии).
До середины 70-х гг. XIX в. Моршанск – крупнейший торговый и промышленный центр Тамбовской губернии. В 1860-х гг. на моршанской пристани ежегодно грузилось до 2,7 млн. пудов различных товаров. Ежегодно в Моршанск для убоя пригонялось до 20 тыс. голов крупного рогатого скота и до 100 тыс. голов овец из донских и волжских степей. Вытопка животного сала достигала 140 тыс. пудов в год. Проведение Рязано-Козловской железной дороги, миновавшей Моршанск, резко уменьшило торговое значение города. В 1880-90-х гг. в Моршанске возникают крупные суконная и табачные фабрики (ежегодно вырабатывали до 70 тыс. пудов табака и махорки), чугунолитейный, канифольный, стекольный, лесопильный, мыловаренные заводы, 2 типографии. К концу XIX в. в Моршанске действовали 8 церквей.
Моршанск – родина скульптора Е.А. Лансере, астронома академика А.А. Михайлова – директора Пулковской обсерватории в 1947-64.
Современный Моршанск – промышленный и сельскохозяйственный центр района (посевы зерновых и зернобобовых культур, картофеля, мясомолочное животноводство). Ведущее промышленное предприятие города – производственное камвольно-суконное объединение; заводы – химического машиностроения «Моршанскхиммаш», авто- ремонтный, литейно-механический; 2 швейные фабрики; предприятия пищевкусовой промышленности (мясоптицекомбинат, маслозавод, пивоваренный завод, табачная фабрика и др.). Общетехнический факультет Тамбовского института химического машиностроения. Краеведческий музей (в его экспозиции и фондах – предметы русской старины XVI-XVII вв., коллекция русской и западноевропейской живописи, уникальные экспонаты по истории и этнографии мордвы, материалы по истории города).
Первый генеральный план города утвержден в 1785. После опустошительного пожара в 1875 застраивался в основном каменными зданиями. Среди архитектурных памятников Моршанска – Троицкий собор (1836-57; почти точная копия Преображенского собора св. Троицы, построенного в Санкт-Петербурге по проекту архитектора В.П. Стасова).
Близ Моршанска, в селе Новотомниково, сохранилась бывшая усадьба Воронцовых-Дашковых (XVIII-XIX вв.); действует Новотомниковский конезавод (один из старейших в России; работы по разведению орловских рысаков).
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".