Петродворец

Петродворец, в Ленинградской области, подчинен городской администрации Санкт-Петербурга, в 29 км к западу от Санкт-Петербурга. Расположен на южном берегу Финского залива (пристань). Железнодорожная станция (Новый Петергоф) на линии Санкт-Петербург – Веймарн. Население 83,8 тыс. человек (1992).

Строительство Петродворца как летней резиденции Петра I началось в 1709 на месте прибрежной мызы Питергоф, или Петергоф (Петров двор, известен с 1705), где Петр I обычно останавливался на пути из Санкт-Петербурга в Кронштадт. В XVIII-XIX вв. здесь был создан один из крупнейших в России дворцово-парковых ансамблей (площадь около 1 тыс. га). Одновременно с парками формировался собственно г. Петергоф. С 1721 действовала мастерская по обработке мрамора (с 1801 – Гранильная фабрика), с 1932 – завод точных технических камней (ныне – часовой завод). Уже в первой четверти XVIII в. к западу от Нижнего парка стихийно образовалась Большая, или Старая, слобода (затем именовалась Старый Петергоф), к востоку – Малая, или Новая, слобода (позднее – Новый Петергоф), заселенная строителями и дворцовыми служителями.

В 1732-39 застройка Петергофа была упорядочена под руководством архитектора М.Г. Земцова, основной городской магистралью стала так называемая Петергофская перспектива (Красный проспект), проходящая к югу от дворцово-паркового ансамбля, параллельно береговой линии. Город – с 1762, в 1849 Петергоф получил статус уездного города; уездные и городские учреждения были сосредоточены в Старом Петергофе. До 1917 Петергоф, остававшийся одной из главных летних резиденций императорской династии, был сравнительно небольшим городом, заселенным в основном дворцовыми служителями, офицерами и солдатами лейб-гвардейских полков.

В 1918 дворцы и парки были национализированы и музеефицированы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 ансамбль дворцов и парков был разрушен немецко-фашистскими войсками во время оккупации Петергофа с 23 сентября 1941 по 19 января 1944; ныне восстановлен почти полностью по проекту 1945 (архитекторы А.Э. Гессен, А.А. Оль и др.). С 1944 – Петродворец. С 1983 Петродворец – Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник.

В планировке дворцово-паркового ансамбля Петродворца регулярность и симметричность общей композиции сочетаются с искусным использованием сложного естественного рельефа местности. На главной перпендикулярной оси ансамбля расположены: как бы врезанный в высокий прибрежный холм Большой каскад фонтанов (1714-21) с гротом, водопадными лестницами, многочисленными бронзовыми позолоченными статуями и группами работы скульпторов М.И. Козловского («Самсон, раздирающий пасть льва», 1800-02, похищена в 1944, воссоздана в 1947 в. Л. Симоновым), Ф.Ф. Щедрина, И.П. Мартоса, Ф.И. Шубина и др.; Большой дворец на вершине холма, построенный в 1714-25 как петровские Верхние палаты и перестроенный в 1747-52 архитектором Растрелли в стиле развитого русского барокко (в интерьере – анфилада парадных и жилых помещений, украшенных деревянной золоченой резьбой, живописными плафонами, скульптурой); распланированный в первой четверти XVIII в. Верхний сад с регулярной системой аллей, прудами и скульптурными фонтанами, в том числе «Нептун».

На береговой полосе и склонах дворцового холма – обширный Нижний парк, регулярная планировка которого основана на перпендикулярном пересечении двух трезубцев аллей, расходящихся от дворца Петра I «Монплезир», расположенного к северо-востоку от Большого дворца (1714-25, архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.Б. Леблон, М.Г. Земцов), и дворца «Марли» к северо-западу от него (1720-23, архитектор Браунштейн); в парке также многочисленные фонтаны, павильон «Эрмитаж» (1721-24, архитектор Браунштейн), павильоны-колоннады (1803, архитектор А.Н. Воронихин) и др. С 1770-х гг. к востоку и западу от основного ядра ансамбля начал складываться комплекс пейзажных парков (с постройками в стиле классицизма и неоготики): Английский (1779-94, архитектор Дж. Кваренги), «Александрия» (1826-29, архитектор А.А. Менелас), «Луговой» с дворцом «Бельведер» (1853-56, архитектор А.И. Штакеншнейдер) и др.

На территории города сохранились ансамбль скромных одноэтажных Кавалерских домов (1799-1801, архитектор Ф. Броуэр), отдельные постройки в стиле развитого классицизма, в том числе деревянный, украшенный строгими портиками и бельведером особняк А.П. Струкова (1827-28, архитектор В.Ф. Федосеев) и небольшое здание гауптвахты лейб-гвардии Уланского полка (1840). В 1830-50-е гг. в городе был создан комплекс монументальных зданий в стиле английской неоготики: ансамбль готических домов у парка «Александрия» (1836-42, архитектор И.И. Шарлемань), Главные императорские (Готические) конюшни (1847-55, архитектор Н.Л. Бенуа), здание почты (1850-54, архитекторы Бенуа, А.К. Кавос), вокзал «Новый Петергоф» (1854-57, архитектор Бенуа). Среди построек конца XIX – начала XX вв. выделяются монументальный 5-главый Петропавловский собор в псевдорусском стиле (1894-1905, архитектор В.А. Косяков по проекту Н.В. Султанова), здание бывшей Военной школы в формах барокко начала XVIII в. (1914, архитектор Л.А. Ильин). Современное жилое строительство в Петродворце развернулось с 1950-х гг. (с 1972 – по генеральному плану архитекторов М.Б. Плехановой и А.А. Байдалиновой) и ведется в основном на западных и южных границах города.

В современном Петродворце: часовой завод (головное предприятие ПО «Петродворцовый часовой завод»). Музей восковых фигур (с 1990). Памятник-обелиск «Защитникам Ленинграда».

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".