Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Московский кафедральный Чудов монастырь

I. Причина основания монастыря

Чудов монастырь есть памятник о чуде, имевшем важное значение в истории Русского народа и Русской Церкви.

Чудо совершено по молитвам Святителя Алексия, Митрополита Московского, и заключалось в исцелении от слепоты и беснования татарской царицы Тайдулы, жены хана Ченибека. Это было около 1357 года, когда Россия еще находилась в полной зависимости от ордынских ханов и платила им дань. Три года продолжалось болезненное состояние татарской царицы, и никакие врачебные пособия не могли оказать ей никакой помощи. Наконец, до хана и его больной жены дошел слух о святости жизни Московского первосвятителя Алексия и о том, что по его молитвам Бог творит много чудес. Они возымели веру, что и болящая царица, за его молитвы, может получить исцеление. Немедленно отправляют они посольство в Москву, к великому князю Иоанну Иоанновичу, с следующим писанием от хана: «Слышал я о вашем первосвященнике, что если он чего попросит у Бога, то Бог слушает его; этого служителя Бoжия пришлите к нам, и если по его молитвам исцелеет моя царица, то вы будете иметь со мною мир; если же не пришлете его, то я приду и попленю вашу землю.» Получив такое послание, великий князь показал его Митрополиту и просил исполнить желание хана. Впрочем хан и особо от себя просил об этом Митрополита. Как ни тяжело было это для смиренного чувства Святителя, однако отказываться было невозможно, и он, полный живой веры во всемогущую силу Божию, стал сбираться в путь.

Пред отправлением в Орду, Святитель Алексий со всем духовенством совершил молебствие с водоосвящением в Успенском Соборе. Во время этого молебна у мощей Святителя Петра сама собою загорелась местная свеча, что было предзнаменованием имевшего последовать чудесного просвещения очей ослепшей царицы. Святитель, получив от этого еще большее упование, что вседействующая сила Божия благопоспешит намеренный его путь, раздробил чудесно загоравшуюся свечу на мелкие части и раздал ее на благословение случившемуся тут народу, а часть воска от нее, также освященную у гроба Чудотворца Петра воду, взял с собой, как бы в залог молитвенного содействия предшественника своего и теплого ходатая за Русскую землю, Московского первосвятителя и Чудотворца Петра.

По прибытии в Орду, он был встречен там с великим почетом: сам хан с сыном своим Бердибеком и с прочими сыновьями и сановниками выехал к нему на встречу. Святитель, приведенный к одру болящей, немедленно стал совершать молебное пение вместе с прибывшими с ним, при чем зажег и свечу, сделанную из воска от загоревшейся чудесно свечи у гроба Святителя Петра. Когда после молебна он окропил болящую святой водой, то она тотчас прозрела и освободилась вместе и от прочих недугов. Удивились и ужаснулись неверные, видя такое преславное чудо, и прославили чудотворца, а царь и царица, благодарные за полученное чудесное исцеление, одарили Святителя и пришедших с ним многими дарами. Между прочим, ему подарено было в Москве, в самом Кремле, место, где прежде был двор для npиезжавших в Москву ханских послов.

Чудо это, дивное само по себе, получило вскоре еще большее значение, когда события, непосредственно за ним последовавшие, показали, какие бедствия угрожали России, и как необходимо было это чудо для предотвращения сих бедствий.

Еще Святитель Алексий был в Орде, как там уже начались между татарами некоторые волнения и беспорядки, превратившиеся вскоре по отъезде его оттуда в открытый бунт, при чем хан Ченибек был убит. Вместо его воцарился сын его Бердибек, происходивший от Тайдулы и бывший свидетелем чудесного ее исцеления. Но он был человек грубый и жестокий и имел нрав необузданный. Самое вступление свое на престол он ознаменовал неслыханною жестокостью, избив двенадцать братьев своих от разных матерей. Русские князья, зная жестокость этого варвара, при вести о воцарении его, пришли в ужас. Вскоре стало известно, что новый хан, по наущению не менее жестокого советника своего, некоего Тавлубия, намеревается идти войной на Россию, чтобы повторить над ней ужасы первого татарского нашествия. Не замедлили прибыть и послы, потребовавшие, чтобы все князья русские явились с данью к новому хану в Орду. При такой неминуемой опасности, великий князь Иоанн Иоаннович обратился с просьбою к Святителю Алексею — взять на себя труд опять отправиться в Орду, чтобы там утолить гнев жестокого властелина. Не усомнился добрый пастырь, готовый положить душу за овцы своя, идти на явную опасность. И хотя в этот раз ему пришлось понести в Орде не мало неприятностей от татар, однако он небоязненно явился к Бердибеку, и своими кроткими и мудрыми речами не только укротил гнев его, но и получил от него новый ярлык, подтверждавший прежние льготы русскому духовенству, и благополучно возвратился в отечество, неся мир и благоденствие церквам Божиим и всему православному люду. Возрадовались князья и весь русский народ при вести о благополучном возвращении своего ходатая, и всюду устрояли ему торжественные встречи. Понятно, что успех этой поездки вполне зависел от прежде бывшего чуда: вот почему чудо это и получило особенно важное значение для Русского народа.

В благодарность за такое благодеяние Божие и в вечную незабвенную память потомству об этом чудесном событии, Святитель Алексий, побужденный впрочем к этому и некоторым Божественным откровением, устроил в Кремле, на подаренном ему там Тайдулою месте, мужеский монастырь с церковию во имя «Чуда святаго Архистратига Михаила в Колосаех» (празднуемого Церковию 6-го сентября) и с приделом при ней во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В это время в Кремле уже существовал княжеский Преображенский монастырь, называемый Спас на Бору, который впоследствии, при Иоанне Третьем, перенесен на другое место, близ Крутиц, и в настоящее время носит назваше Новоспасского; но митрополичьего монастыря еще не было: таким с самого основания своего стал Чудов монастырь.

Монастырь сей основан Святителем в 1365 году, или, как сказано в житии его, за двенадцать лет до его блаженной кончины, последовавшей 12-го февраля 1378 года.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".