Екатерининский парк города Пушкина

Павильоны

Павильон Вечерний зал

Вечерний зал

Строительство павильона продолжалось с 1796 по 1809 год. За это время он несколько раз переделывался. Окончательное его оформление принадлежит архитектору П.В. Неелову. Здание выдержано в классическом стиле — оно скромно и по своим размерам, и по архитектурному оформлению.

Фасад павильона украшают четыре ионические колонны, расположенные по сторонам входных дверей, и высеченные из камня женские фигуры около окон. Внутри верхняя часть стен и потолок зала были расписаны.

Сейчас восстановлен внешний вид павильона, продолжаются реставрационные работы внутри.

Павильон Концертный зал

Концертный зал

На другой стороне пруда белеют колонны Концертного зала. В отличие от павильонов времен Растрелли, которые обычно строили на открытых местах парка, чтобы их можно было видеть с далеких расстояний, Концертный зал поставлен среди деревьев. Он расположен на острове, образованном сетью каналов, и чтобы попасть к нему надо перейти по небольшому мостику. Посетитель невольно задержится у этого изящного сооружения. Особую прелесть придают мостику узорные железные перила между тумбами серого мрамора. Сочетание кованых решеток разнообразного рисунка с тумбами из цветного мрамора многократно повторяется в мостиках Екатерининского парка, составляющих неотъемлемое архитектурное дополнение его пейзажной части.

Концертный зал, как и ведущий к нему мостик, строил Д. Кваренги. Это одна из ранних работ архитектора в России (1782—1786).

Прямоугольное здание зала имеет два выступающих портика, подчеркивающих входы с обоих фасадов. Портик с северо-западной стороны, обращенный к пруду, более парадный, в виде полуротонды с колоннами.

Как и во всех своих зданиях, Кваренги стремится к предельной простоте фасада: гладкие стены украшены только по самому верху лепным орнаментом (фризом) с характерным для древнеримской архитектуры сочетанием гирлянд с головами жертвенных быков. Большой любитель и знаток древнеримской архитектуры, Кваренги и в своих сооружениях добивается простоты, строгости и законченности. В портике за колоннадой помещены скульптурные барельефы на античные сюжеты, посвященные искусству и музыке, так как зал был предназначен для летних концертов. Барельефы исполнены знаменитым русским скульптором М.И. Козловским, автором памятника А.В. Суворову на Марсовом поле в Ленинграде.

Внутри павильона имеются центральный зал и два небольших кабинета. Стены отделаны искусственным розовым и серым мрамором. Роспись потолка исполнена художниками Федором Даниловым, Иосифом Скотти и Богдановым.

Сейчас павильон восстанавливается. Особенно сложной является реставрация сильно обветшавшей живописи.

Павильон Кухня-руина

Кухня-руина

Вблизи Концертного зала в чаще деревьев скрыта небольшая восьмиугольная беседка, так называемая Кухня-руина. Она построена по проекту Д. Кваренги одновременно с залом как павильон служебного назначения. Внешний вид беседки при первом взгляде вызывает недоумение: она похожа на старинное, разрушенное от времени здание. Такое впечатление создано искусственно. Кваренги захотел использовать вывезенные из Италии подлинные детали древней архитектуры и оригинально вмонтировал отдельные колонны и куски карнизов в кирпичные стены, создав на них искусственные трещины и разрушения.

Павильон Китайская или Скрипучая беседка

Китайская беседка

Правее Кухни-руины, близ живописных прудков находится павильон Китайская или Скрипучая беседка. Он создан в 1778—1786 годах по проекту русского архитектора Ю.М. Фельтена (1730—1801). Внешний вид беседки с причудливо загнутыми краями крыши, украшенной фигурами драконов, яркой облицовкой фасада из искусственного мрамора и сложным узором оконных переплетов довольно близко передавал характер китайских построек. Флажки, укрепленные на крыше, поворачиваясь от ветра, издавали скрипучий звук, откуда и произошло второе название беседки.

Китайской архитектуре здания соответствует и окружающий пейзаж. Рядом с павильоном посажен кедр, напоминающий своей причудливой кроной специально создаваемые в Китае формы растительности. Вблизи, через проток пруда, перекинут легкий мостик, рисунок решёток которого и яркая раскраска тоже созданы по китайским образцам. Пейзаж в районе Китайской беседки один из самых живописных, недаром он наиболее часто изображался художниками XVIII века.

На другой стороне пруда, отделяющего Екатерининский парк от Александровского, через дорогу расположена так называемая Китайская деревня. Она была задумана архитектором Ч. Камероном в виде замкнутого ансамбля из отдельных домиков с сооружением типа пагоды (китайский храм) в центре. Однако «деревня» была закончена в начале XIX века по значительно измененному проекту архитектора В.П. Стасова и использовалась тогда как дача для придворных.

Сейчас Китайская деревня реставрируется.

Китайские павильоны, беседки, мосты и даже целый комплекс Китайской деревни составляют особое своеобразие пушкинских парков.

Увлечение европейцев искусством далекого и мало изученного в те времена Китая было характерно для XVIII века. Расширение торговли с Китаем давало возможность более детального знакомства с произведениями его искусства и культуры. Китайские изделия, славившиеся своим изумительным мастерством, ценились на вес золота и вызывали многочисленные подражания. В конце XVIII века Россия вела интенсивную торговлю с Китаем. Среди прочих товаров в Россию ввозились китайские художественные изделия и даже чертежи и проекты архитектурных сооружений. Серьезный интерес русских архитекторов того времени к новым для них формам китайской архитектуры позволил создать в Екатерининском и Александровском парках высокохудожественные произведения.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".