Тольятти

Тольятти, в Самарской области, областного подчинения, центр Ставропольского района, в 95 км к северо-западу от Самары. Расположен на левом берегу Волги (Куйбышевское водохранилище), к северу от Самарской Луки. Порт. Близ Тольятти, в районе Волжской ГЭС имени В.И. Ленина, Волга пересекается автодорогой Москва – Самара и железнодорожной линией Сызрань – Самара. Железнодорожная станция. Население 665,7 тыс. человек (1992; 6 тыс. в 1926; 72 тыс. в 1959; 251 тыс. в 1970; 502 тыс. в 1979).

Основан как крепость в 1737 при участии русского государственного деятеля В.Н. Татищева под названием Ставрополь (в переводе с греческого языка – «город креста»). Сюда русское правительство планировало поселить калмыков и приучить их к оседлой жизни. Город состоял из укрепления и двух слобод, в одной из которых жили 2 роты солдат пехотного полка и казаки, в другой – купцы и мещане; числилось 500 домов, имелись 3 церкви. Первоначально Ставрополь относился к Оренбургской губернии, с 1780 – уездный город Симбирского наместничества, с 1850 – Самарской губернии В 1842 калмыки были переведены в Оренбургскую губернию, а на их место прибыли переселенцы из Рязанской, Смоленской и Тульской губерний. В конце XIX в. в Ставрополе проживало около 6 тыс. человек. Имелись 3 церкви, были открыты земская больница, городское 2-классное училище, женское и 2 приходских училища, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, насчитывалось свыше 70 магазинов и лавок, 59 хлебных амбаров на пристани, водяная и 4 ветряные мельницы, казенный винный склад. Главным занятием жителей было земледелие (хлебопашество, выращивание лука и картофеля). Долгое время Ставрополь был городом с числом жителей менее 10 тысяч, промышленных предприятий практически не было; в 1924 был преобразован в село. В 1946 вновь стал городом. С городом связаны имена народоволки С.Л. Перовской, работавших здесь художников И.Е. Репина, Ф.А. Васильева, писателей А.С. Неверова (Скобелева), А.Н. Толстого.

При строительстве Куйбышевской ГЭС (с 1950) Ставрополь попал в зону затопления будущего водохранилища и в 1954-55 был перенесен на возвышенное место, окаймленное лесным массивом, протянувшимся вдоль водохранилища. Начался быстрый рост города; в 10 км к востоку от старого города был построен рабочий поселок Комсомольский, в 4 км к юго-западу от него – поселок Шлюзовой, ставшие частью нового Ставрополя. В 1957 завершено строительство Волжской ГЭС имени в. И. Ленина, возведены заводы «Волгацеммаш» электротехнический, синтетического каучука. В 1964 город переименован в Тольятти – в честь итальянского коммуниста П. Тольятти. По принятому в 1966 решению в Тольятти в 1967-71 были построены Волжский автозавод (с 1971 – головное предприятие ПО «АвтоВАЗ») и город для рабочих и строителей ВАЗа (в 10 км к востоку от Тольятти).

Современный Тольятти – крупнейший в России центр производства легковых автомобилей. Машиностроение и металлообработка (ПО «АвтоВАЗ» «Трансформатор» заводы – «Волгоцеммаш» судоремонтно-механический, электротехнический и др.), химическая промышленность (ПО «Куйбышевазот» «Куйбышевфосфор» «Синтезкаучук» «Тольяттиазот» «Трансаммиак»). В городе берет начало аммиакопровод Т.– Одесса. Предприятия легкой (обувная, трикотажная фабрики) и пищевой промышленности, производство стройматериалов, полиграфическое предприятие «Современник». Политехнический институт, филиалы Государственной академии сферы быта и услуг и Самарского педагогического института. Научно-исследовательские институты: ВНИИцеммаш, ВНИИ нерудных материалов, Институт экологии Волжского бассейна. Театры: драматический, кукол. Краеведческий музей.

Во второй половине 1950-х гг. сформировался Центральный район города с площадью Свободы, по периметру обстроенной административными зданиями. С 1967 город застраивался по новому генеральному плану (архитектор Б.Р. Рубаненко). К северо-западу от Центрального района простирается Автозаводской район, расположенный вдоль Куйбышевского водохранилища и параллельно Волжскому автозаводу. В основе планировочного решения Тольятти – прямоугольная сетка транспортных магистралей: проложенные параллельно водохранилищу и промышленным предприятиям, они объединяют жилые районы между собой и центром города; перпендикулярные – связывают зону отдыха с жилыми районами и заводом. Межмагистральная территория делится на районы, рассчитанные на 25-30 тыс. жителей (каждый включает школы, детские сады, спортивные площадки). На главной оси города север – юг формируется общегородской центр с высотной гостиницей, комплексом общежитий, главной площадью с гостевыми трибунами. На берегу водохранилища – городской парк с набережной, спортивными сооружениями и пляжной зоной.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".