Благовещенск

Благовещенск, центр Амурской области, в 7985 км к востоку от Москвы. Расположен на юго-западе Зейско-Буреинской равнины, на берегу Амура, при впадении р. Зеи. Климат находится под влиянием муссонов. Средние температуры января – 24,3°C, июля 21,4°C. Осадков 575 мм в год. Крупный речной порт на Амуре и Зее. Конечная станция железнодорожной ветки от Белогорска на Забайкальской железнодорожной магистрали. Узел автодорог (на Белогорск, Свободный, Завитинск, Райчихинск и др.); в 1981 построен автодорожный мост через Зею. Аэропорт. Население 214 тыс. человек (1992; 20 тыс. в 1889; 33 тыс. в 1897; 70 тыс. в 1913; 95 тыс. в 1959; 128 тыс. в 1970; 172 тыс. в 1979).

Благовещенск – один из старейших городов Дальнего Востока. Русское поселение – Усть-Зейский военный пост – возникло здесь в 1856; в 1858 в связи с закладкой церкви Благовещения переименован в станицу Благовещенская, затем – город Благовещенск, центр Амурской области. Город быстро развивался, особенно после открытия золотых приисков на севере Амурской области. В конце XIX в. в Благовещенске жилые дома были главным образом деревянными, среди каменных зданий – Никольская церковь, семинария, вдовий дом. Действовали чугунолитейный, водочный, 3 пивоваренных, кирпичные заводы, мельницы. Велась оживленная торговля – грузы доставлялись по Амуру. Город служил скотопрогонным пунктом из Забайкалья и Монголии. Были открыты школы и другие учебные заведения, больница, богадельня, военный лазарет, библиотека, типография. В начале XX в. Благовещенск – центр металлообработки, золотодобычи, транспорта и торговли; появились новые здания магазинов, гимназий, особняки; была построена электростанция; развивалась пищевая промышленность.

Современный Благовещенск дает почти половину всей промышленной продукции области. Машиностроение: судостроение и судоремонт, оборудование для горнорудной и золотодобывающей промышленности; заводы – «Амурский металлист» (действует с 1893), судостроительный (1887), «Амуроэлектроприбор» электроаппаратный, «Элеватормельмаш». Предприятия по производству стройматериалов (заводы – стройматериалов, железобетонных изделий; комбинаты – асфальтовый, домостроительный). Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (спичечная фабрика «Искра» основана в 1899, старейшая и единственная на Дальнем Востоке; мебельная и бумажная фабрики; лесоперевалочный комбинат). Легкая промышленность (швейная и хлопкопрядильная фабрики, ПО «Прогресс» «Амурчанка» «Белка» «Амурские узоры» и др.). Пищевая промышленность (птицефабрика «Амурская» мясокомбинат, хлебокомбинат, молочный комбинат, кондитерская фабрика, пивоваренный и маслобойный заводы). Педагогический, медицинский, сельскохозяйственный, политехнический институты. Два высших военных училища. Старейшее на Дальнем Востоке речное училище (1899). Научно-исследовательские институты: Амурский комплексный Дальнего Востока, Всероссийский институт сои, Дальневосточный зональный ветеринарный, Дальневосточный проектно-технологический механизации и электрификации сельского хозяйства, физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения АМН и др. Амурский областной гидрометеоцентр. Драматический театр (с 1883). Краеведческий музей (1891).

С Благовещенском связаны жизнь и деятельность писателя А.А. Фадеева, художника А.Н. Яр-Кравченко, ученых В.Л. Комарова, М.И. Сумгина. Среди участников закладки города – генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев, геолог и палеонтолог Ф.Б. Шмидт; в Благовещенске бывали П.А. Кропоткин, Н.М. Пржевальский, А.П. Чехов и др.

Город расположен на равнинной территории – высокой пойме и первой террасе Амура и Зеи. С северо-запада к Благовещенску подходит Амурско-Зейская равнина, обрывающаяся невысоким, но крутым уступом. Отсюда открывается красивая панорама города. Для Благовещенска характерна строго прямоугольная, поквартальная планировка. Улицы идут с запада на восток вдоль Амура и Зеи, другие – перпендикулярные к ним – с севера на юг Набережная Амура от городского парка до речного порта забетонирована (защита от наводнений). Сохранились деревянные дома с приусадебными участками конца XIX в., кирпичные здания начала XX в. Современные здания – 5-, 9- и 14-этажные.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".