Ростов-на Дону

История и культура

На месте будущего города, готовясь к Азовским походам (1695, 1696), останавливался Петр I. В 1749-50 на р. Дон, выше места впадения в нее р. Темерник, у урочища Богатый колодезь, по указу императрицы Елизаветы Петровны были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт. В 1761 началось строительство крепости, названной именем свыше Димитрия, митрополита Ростовского (канонизирован в 1709). В доме коменданта Ростовской крепости в 1777 и 1783-84 жил А.В. Суворов, бывший в то время командиром Кубанского корпуса. К концу XVIII в., с присоединением к России Причерноморья, крепость потеряла свое стратегическое значение. Образовавшееся из крепостных предместий-форштатов поселение в 1796 было преобразовано в город; в 1806 – официально утверждено его название – Ростов-на-Дону. Позднее (уже в XX в.) в черту Ростова-на-Дону вошел г. Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 переселенными сюда по указу Екатерины II крымскими армянами. С 1797 Ростов-на-Дону – уездный город Новороссийской, с 1802 – Екатеринославской губернии; с 1887 – в составе Области войска Донского (с 1888 – окружной центр).

В первой половине XIX в. Ростов-на-Дону – крупный торговый город на юге России. В 1860 общий товарооборот городской торговли составлял свыше 25 млн. руб. Торговля велась главным образом зерном, семенами масличных культур, шерстью, салом, маслом и другими сельскохозяйственными продуктами. Большая часть товаров вывозилась за границу. С середины XIX в. Ростов-на-Дону становится также крупным промышленным центром и важным транспортным узлом юга России. В 1846 в городе был построен чугунолитейный завод (ныне судостроительно-судоремонтный завод «Красный Дон»). В 1853 открылась табачная, в 1870 – бумажная фабрика. В 1859 начал действовать машиностроительный завод, изготовлявший паровые шхуны, паровые котлы, насосы. В 1870 Ростов-на-Дону был соединен железной дорогой с Харьковом, в 1871 – с Воронежем, в 1875 – с Владикавказом. В начале 1890-х гг. в Ростов-на-Дону возникли механический, радиаторный, маслобойный и другие заводы, а также многочисленные мукомольные предприятия. В 1896 в городе построена электростанция, в 1898 – завод сельскохозяйственных машин (ныне культиваторный завод «Красный Аксай»). К началу XX в. в Ростов-на-Дону насчитывалось около 140 промышленных предприятий, числилось свыше 14,5 тысяч фабрично-заводских рабочих. Ростовский порт по объему грузооборота (главным образом вывоз зерна, железа, леса) занимал одно из первых мест на юге страны. В период навигации здесь было занято свыше 15 тысяч рабочих. Общий торговый оборот города доходил до 5 млрд. руб. в год. Функционировали 16 иностранных консульств, в том числе США, Великобритании, Франции.

В годы Гражданской войны власть в Ростове-на-Дону неоднократно менялась. В декабре 1917 город захватили войска генерала А.М. Каледина. С марта по май 1918 Ростов-на-Дону был центром Донской советской республики. В начале мая 1918 в город вступили немецкие оккупационные войска, затем Ростов-на-Дону занимали войска генерала А.И. Деникина. В январе 1920 в Ростов-на-Дону вошли части 1-й Конной армии. С 1924 Ростов-на-Дону – центр Северо-Кавказского, с 1934 – Азово-Черноморского краев, с 1937 – Ростовской области. В 1920-30-е гг. в Ростов-на-Дону реконструируются и расширяются старые промышленные предприятия, создаются новые – химический завод (построен в 1924-25), завод «Ростсельмаш» (в 1926-31) и др. В 1920-е гг. вводится в эксплуатацию первая в стране ТЭЦ. В период Великой Отечественной войны 1941-45 район Ростова-на-Дону и сам город были ареной ожесточенных боев. Немецко-фашистские войска дважды овладевали Р.-на-Д. – в 1941 (21-29 ноября) и с 24 июля 1942 по 14 февраля 1943.

Театры: драматический им. М. Горького, юного зрителя, музыкальной комедии, кукол. Цирк. Музеи: областной краеведческий, изобразительных искусств (коллекция русского искусства).

Прямоугольная сеть улиц сформирована по регулярным генеральным планам городов Ростова-на-Дону и Нахичевани (оба – 1811). Нахичевань застраивалась 2-этажными домами из керченского камня и известняка-ракушечника; в центре сложилась базарная площадь с собором (1780-е гг., приписывается архитектору И.Е. Старову). В застройке конца XIX – начала XX вв. выделяются здания так называемого Городского дома (1896-99, архитектор А.Н. Померанцев), городского театра (1896, архитектор А.Б. Любимов), Госбанка (1910, архитектор М. М. Перетяткович), Волжско-Камского банка (1900, архитектор А.Н. Бекетов), педагогического института (1912, архитектор И.Е. Черкесиан) и др. В 1920-30-х гг. строились жилые поселки трамвайщиков (1924), водников (1926), Новый Быт (1928), Гигант-1 и Гигант-II (1930-31) и др., реконструировались главные магистрали и площади. Среди крупных общественных зданий – Дом Советов (1929-34, архитектор И.А. Голосов), Театр им. М. Горького в форме трактора (1930-35, архитектор В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх). Город сильно разрушен в период Великой Отечественной войны. Восстановлен в 1944-45 (реконструкция центральной части – архитектор В.Н. Семенов). Центр получил широкий выход к Дону, созданы набережная, парки, скверы. По новому генеральному плану развития города (1971) сформированы новые жилые районы, построены административные и общественные здания. Памятники: С.М. Кирову (1939, скульптор З.М. Виленский, В.В. Баринов), К. Марксу (1959, скульптор М.С. Альтшулер), А.С. Пушкину (1959, скульптор Г.А. Шульц; оба – архитектор М.А. Минкус).

Сплав на плотах
Водный туризм увлекателен и азартен. Стоит разок отправиться в сплав по реке, как захочется повторять это снова и снова. Сайт www.donplot.ru предлагает услуги по организации коллективных и индивидуальных сплавов. Большое удовольствие — любоваться природой с реки, а причалив к берегу устроить общий обед.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".