Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Юрьев-Польский

Георгиевский собор


Георгиевский собор

Знаменитый Георгиевский собор в Юрьеве-Польском был заложен одновременно с началом строительства города, в 1152 году по приказу Юрия Долгорукого. До наших дней он, к сожалению, не дошел, но некоторые данные позволяют представить себе очертания этого древнего каменного храма. Скорее всего, он был массивным, строгим и простым и внешне больше походил на крепость. Фасады прорезали узкие длинные окна, алтарные аспиды выступали вперед широкими полукружиями, большая глава стояла на широком барабане. Но уже в 1230 году князь Святослав Всеволодович приказал снести храм Георгия и построить на его месте новый собор.

Жемчужина древнерусского зодчества

Согласно древней легенде, Святослав Всеволодович спросил у каменщиков, смогут ли они построить такой собор, краше которого еще не было на русской земле. Мастера ответили, что смогут, и пообещали, что Георгиевский собор будет «как яблоневый сад в цвету и как жемчужина». Строительство собора длилось с 1230 по 1234 год. Мастера выполнили свое обещание: второго подобного храма не было в Древнерусском государстве.

Уникальность Георгиевского собора заключалась в том, что он был полностью покрыт каменной резьбой. Здесь были отдельные изображения святых и целые композиции, реальные животные и чудовища, растения, листья, стебли, которые причудливым орнаментом оплетали и связывали воедино все сюжеты и изображения. Как раз за этот причудливый орнамент храм и сравнивали с яблоневым садом. По замыслу строителей, Георгиевский собор должен был олицетворять идею процветания Руси.

В 1238 году новый храм пострадал от набега монголо-татар, но простоял еще двести с лишним лет. В 60-х годах XV века своды Георгиевского собора и часть стен обрушились, для их восстановления в Юрьев-Польский приехал московский архитектор В.Д. Ермолин. Воссоздать храм в первоначальном виде ему, конечно же, не удалось. Резные камни были беспорядочно свалены внутри Георгиевского собора. Многие были расколоты, и найти их недостающие части не представлялось возможным, другие сохранились в целости, но определить, в какой именно части фасада они находились, также было невозможно. Ведь никаких чертежей и рисунков, изображающих стены храма, не сохранилось.

Собранный заново Георгиевский собор получился почти вдвое ниже первоначального, а многие рельефные композиции утратили целостность. Но и в таком виде собор был замечательным памятником архитектуры и истории. В.Д. Ермолину удалось восстановить изображение Троицы на южном фасаде, аркатурно-колончатый пояс с фигурами святых на западном фасаде, остальные же резные камни он расположил в соответствии с собственным вкусом. Так стены Георгиевского собора превратились в огромную каменную мозаику, сложить которую в первоначальном порядке еще никому не удалось.

В XVII веке в соборе пробили широкие окна, уничтожив при этом часть уникального резного убранства. В этот же период над западным притвором возвели шатровую колокольню. В 1781 году на ее месте построили новую, в классическом стиле. Она заслонила собой здание, нарушив его композицию целостное восприятие. Тогда же Георгиевский собор покрыли четырехскатной крышей, а внутри установили четырехъярусный иконостас.

В первой половине XIX века внутренние стены храма были расписаны. В 1809-1827 годах к нему были пристроены ризница и Троице-Крестовоздвиженский собор, существовавший ранее в виде небольшого придела Святой Троицы. Эти новые строения полностью скрыли фасад древнего собора с северной и южной сторон. В советское время они вместе с колокольней были разрушены. Таким Георгиевский собор и дошел до наших дней.

Архитектурная композиция

В настоящее время Георгиевский собор представляет собой массивный куб, покрытый четырехскатной крышей и увенчанный большой главкой на широком барабане. С восточной стороны храма расположены трехчастные аспиды, выдающиеся вперед широкими полукружьями, как крепостные башни. К северному и южному фасадам примыкают притворы, перекрытые сводами с килевидными закомарами. В северо-восточном углу храма находится Троицкий придел, с давних времен служивший усыпальницей юрьевских князей. Ее площадь составляла чуть более 6 м2. В 1252 году здесь был похоронен князь Святослав Всеволодович.

Фасады Георгиевского собора визуально разделяются пилястрами на три части по вертикали и аркатурно-колончатым поясом по горизонтали. Верхняя часть фасадов когда-то была завершена килевидными закомарами, сегодня же – резным карнизом. Главное украшение фасадов, несомненно, декоративная каменная резьба. Лучше всего она сохранилась на северной и отчасти западной стенах собора. Остальные части стен были выложены резными камнями в XV веке под руководством В.Д. Ермолина.

Каменная резьба

Каменная резьба Георгиевского собора по-своему уникальна. В ней прекрасно сочетаются

техники высокого и плоскостного рельефа, не применявшиеся ранее в декоративном оформлении монументальных зданий. О былой роскоши каменной резьбы можно судить по северному, лучше всего сохранившемуся фасаду здания. Северный портал украшает изображение Святого Георгия в длинном княжеском плаще поверх кольчуги. Фигура святого вырезана так искусно, что и сегодня можно различить копье в его правой руке и щит с барсом (эмблемой владимирской княжеской династии) в левой. Нижняя часть северного фасада украшена искусно вырезанным орнаментом, который является продолжением хвостов парных птиц и опутывает мифических кентавров. Что интересно, кентавры одеты в русский кафтан и шапку.

Аркатурно-колончатый пояс представляет собой ряд рельефов с фигурами святых, разделенных полуколоннами и увенчанными куполообразными арками, оформленными растительными мотивами. На фасадах Георгиевского собора вырезано девять крупных композиций. Три из них («Преображение», «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского») находятся на северном фасаде, другие три («Вознесение», «Распятие», «Покров Богородицы») – на южном. На западном фасаде сохранились композиции «Даниил во рву львином» и «Семь отроков». Последняя композиция, «Троица», украшала закомару княжеской усыпальницы.

Крупные композиции и изображения святых связаны причудливым узором рельефных зверей, птиц и чудищ и плоскостным растительным орнаментом. Священные и сказочные сюжеты в этом огромном каменном ковре так тесно переплелись между собой, что составляют единое целое и производят очень сильное впечатление.

В настоящее время в здании Георгиевского собора размещается экспозиция резных камней, найденных во время раскопок и оставшихся после реставрации XV века. Все они когда-то составляли часть сложного, но удивительно красивого узора, покрывавшего стены древнего собора.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".