Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Москва

Аминьево

Район Аминьева расположен на юго-западе столицы, и еще сравнительно недавно можно было видеть остатки старой деревни у Аминьевского шоссе, теснимой белыми громадами жилых корпусов.

Старейшим владельцем деревни Аминьево, находившейся у впадения речки Навексы (она называлась по-разному – и Неверка, и Навекса, и Вешка) в Сетунь, был, по предположению историка И.Е. Забелина, некий Иван Аминь (начало XV в. или конец XIV в.) из рода Каменских-Курицыных, происшедших от знаменитого боярского рода Акинфовых-Свибловых, по прозвищу которого (уж, наверно, бесшабашный человек!) и была она названа. Аминь упоминается в рассказе Карамзина о происках литовского князя Ольгерда в 1348 г, при дворе хана Золотой Орды и его противодействии великому князю московскому Симеону Гордому, который послал к хану с жалобой на Ольгерда целую делегацию, в состав которой и входил Аминь, бывший мечником князя. Однако возможно, что село принадлежало другим Аминьевым, первый представитель которых упоминался в летописи под 1348 г.,– он был «киличеем», послом в Золотую Орду великого князя московского Симеона Ивановича.

О селе Аминьеве говорится в духовной грамоте царя Ивана Грозного, составленной в 1572 г.: «Да ему жь (т.е. старшему сыну Ивану. –Авт.) даю село Аминево, да село Хорошово со всем по тому, как было при мне». В начале XVII в. село числилось за стольником князем Васильем Ивановым сыном Турениным. Писцовая книга Московского уезда свидетельствует, что за ним было «старое ево поместье сельцо, что было село, Аминево... а в сельце место церковное Успение Пресвятыя Богородицы, да в сельце двор помещиков, да крестьянских и бобыльских два двора, в них шесть человек».

В.И. Туренин, астраханский воевода, умер в 1634 г., с ним прервался род Турениных, и Аминьево перешло к боярину Борису Ивановичу Морозову, воспитателю царя Алексея Михайловича и фактически его первому министру. Боярин был одним из самых богатых тогда людей в России – ему принадлежали 55 тысяч крестьян. Он возобновил сельскую церковь с придельными храмами – как было сказано в старинном документе: «да в пределе Засима и Савватия Соловецких чудотворцев». Позднее (в 1646 г.) Аминьево стало «домовым селом» патриарха, при котором «построена (вероятно, имелось в виду: возобновлена. – Авт.) на старом кладбище церковь Успения», бывшая деревянной одноглавой. Село было приписано к Троице-Голенищеву, основному селу патриарха, где находилась его резиденция – патриарший двор. Вот как описывается посещение Аминьева патриархом Адрианом в 1695 г.: из села Троице-Голенищева «святейший патриарх ходил в домовое свое село Аминево и слушал в церкви Успения Богородицы божественную литургию и после литургии пожаловал тоя церкви попу Герасиму 16 алтын и 4 деньги».

После уничтожения Петром I патриаршества село Аминьево, как и многие другие владения патриархов, перешло в Синод, а впоследствии к ведомству государственных имуществ. В 1762 г. деревянная церковь сгорела от удара молнии, и прихожане просили отдать церковь из упраздненного Новинского монастыря, обязуясь разобрать ее и перевезти своими подводами, что и сделали в 1768 г. Село было немаленьким – приходских дворов тогда числилось 61. Впоследствии церковь была все-таки уничтожена, на ее месте находилась деревянная часовня, что необычно, с колоколами. Аминьевцы, жители деревни, сохраняли память о ней и отмечали 15 августа по старому стилю день Успения Богоматери как храмовый праздник.

В 1884 г. в Аминьеве жило 200 человек, в 1899 г. – 404, в 1926 г. – 743 жителя, которые занимались в основном садоводством. В 1960 г. оно вошло в состав города.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".