Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

«Чумной бунт», являясь активным выражением протеста низов московского населения против феодального гнета, имел крупное политическое значение, потому что немедленно же нашел отклик в окрестностях Москвы. Во второй половине сентября Салтыков с тревогой доносит Екатерине, что «на Пахре собирается много всякого народа, и хотят итти в Москву со всяким их орудием… грозятся все разорить». Два дня спустя — новое, столь же тревожное, сообщение о том, что по дворцовым и монастырским вотчинам ходят люди в солдатских мундирах, принуждают попов читать перед народом подложные, якобы из губернской канцелярии указы, требуют, чтобы, услышав в Москве набат и пушечную стрельбу, народ с дубинами и рогатинами спешил в город. Это было бесспорно своеобразной перекличкой борьбы тогдашних городских низов с крестьянскими восстаниями ближайших 1773—1775 годов.

После подавления этих восстаний и казни Пугачева в 1775 году правительство Екатерины II приступило к укреплению дворянского аппарата управления страной.

Были изданы «Учреждение для управления губерний» (1775 г.) и «Жалованная грамота дворянству» (1785 г.). Правительство, хотя в меньшей степени, действовало также и в интересах купечества, в соответствии с чем в 1785 году была издана «Грамота городам». Все горожане заносились теперь в «городовую книгу», имевшую шесть частей, и делились на шесть разрядов. Первый разряд составили «настоящие городовые обыватели», владевшие недвижимостью и принадлежавшие к различным сословным группам, включая дворян и духовенство; второй и четвертый разряды составляли гильдейские купцы (из иностранных — только постоянно жившие в городе), пятый — «именитые граждане», к которым принадлежали ученые, художники, представители интеллигентных профессий, банкиры, судовладельцы; третий разряд образовали цеховые ремесленники; шестой — последний — те, кто «промыслом, рукоделием или работой кормятся»; вместе взятые, они получили сословное название «мещане» в новом значении этого слова. Таким образом, основное городское население составляли купцы и мещане. Все шесть разрядов образовали «общество градское», объединенное в своих правах и повинностях общей городской думой; последняя, возглавляемая головой, выбирала из числа своих гласных шесть лиц (по одному от каждого разряда «градского общества») в «шестигласную думу» (управу), ее постоянно действующий исполнительный орган.


Цирюльник и раскольник. С лубочной картинки начала XVIII века

«Грамота городам» установила понятие города как совокупности всех его жителей, независимо от сословий, и впервые дала общую организацию не только прежним тяглым общинам посада, но и всему городу, со всем его разнообразным населением. Впрочем, несмотря на то, что город провозглашался всесословным самоуправляющимся союзом, фактически все было в руках крупного купечества. Мещане, особенно шестого разряда, потомки или преемники «черных» слобожан, по-прежнему были так же бедны, отягощены работами и поборами. По-прежнему стонали они под гнетом податного пресса, в частности под гнетом взимания «стрелецких денег» (хотя стрелецкое войско уже перестало существовать) и так называемой десятой деньги, превратившейся при Петре I в своего рода регулярный «подоходный налог». Сверх этого, на некоторых слобожан тогда же был наложен особого вида высокий налог, дотоле неслыханный, взимавшийся более полустолетия. В 1705 году вышел указ Петра с повелением: всем в Москве, кроме людей церковного чина, носить с 1 января верхнее платье «саксонское», а исподнее и башмаки «немецкие»; в том же году велено было всем, кроме духовенства и крестьян, брить бороду и усы, причем дозволено от этой обязанности откупиться, уплачивая в казну, в зависимости от звания и состояния, пошлину от 30 до 100 рублей в год. Что же касается раскольников (староверов), которых было весьма немало среди низов посадского населения Москвы, то было приказано вообще записать их в двойной подушный оклад. Указы о брадобритии и иноземной одежде были встречены московским «простолюдием» весьма оппозиционно, а раскольниками открыто враждебно; несмотря ни на какие притеснения, староверы непоколебимо остались верны» своеобразной прадедовской «святыне» в виде бороды и традиционного русского платья. Память о «гонении» на эти пережитки допетровской старины сохранила для потомства народная картинка XVIII века: на этой сатирической гравюре изображены упирающийся раскольник, уже переодетый в нерусское платье, и цирюльник с ножницами, собирающийся насильно отрезать ему огромную бороду. Подобные картинки в назидание «черни» и раскольникам неоднократно издавались правительством в XVIII веке. Запись раскольников в особый двойной подушный оклад и распоряжение о всеобщем брадобритии были отменены только в первой половине 1760-х годов.

Последние черты слободского деления Москвы были ликвидированы к концу XVIII века. Термины «слобода», «слободской» еще продолжали бытовать в языке московского населения в первой половине XIX века. Потом и они были забыты. Гораздо дольше удержалась память о слободском делении Москвы в другом виде В XVII веке, как упоминалось выше, для обозначения каждого посадского человека Москвы к его имени, отчеству и фамилии всегда присоединялось название слободы, к которой он принадлежал. Этот обычай сохранялся по традиции среди московского потомственного мещанства еще в начале текущего столетия.

В настоящее время о старых московских слободах, некогда «растительной клеточке» великого города, напоминает только слово «слобода», встречающееся в мемориальных названиях той или иной местности современной Москвы (Ленинская слобода, Кутузовская слобода).

Предыдущая | Оглавление |

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".