***

В связи с выпуском альбомов «образцовых» проектов фасадов жилых домов в 1809 и 1812 гг. и изданием закона о применении их в обязательном порядке облик двухэтажного коломенского жилого дома в XIX в. постепенно меняется. Теперь главный, а иногда и боковые фасады дома имеют ясно выраженное троечастное деление. Ряд домов, не показанных на плане 1800 г. и все же выстроенных без выделения центральной части здания, как, например, дом №16 по Комсомольской улице (на углу ул. Савельича), мы считаем возможным датировать первым десятилетием XIX в.


Дом №4 по Красноармейской улице

Характерны примеры применения «образцовых» проектов — дома №4 и 16 по Красноармейской улице, выстроенные по одному проекту. Центральная часть этих двухэтажных домов в девять окон акцентирована раскреповками стены и карниза, шестью пилястрами и аттиком, но все же они отличаются друг от друга формой декоративных ниш, рисунком капителей пилястр, введением сандриков над окнами.


Дом №17 по ул. Левшина

По проектам из альбомов, разосланных из Петербурга по всем губерниям, выстроены и дом №234 по ул. Октябрьской революции, №17 по ул. Левшина, №53 по Гражданской улице, дом №7 по ул. Пушкина и др. К сожалению, многие из таких домов подверглись переделкам в позднейшее время: растесаны проемы, появились штукатурные наличники и т. д. Дом с мезонином (одноэтажный и двухэтажный) — тип жилого дома, столь характерный для Москвы после 1812 г., получивший широкое распространение и в большинстве русских городов,— в Коломне встречаются лишь в виде исключения. По «образцовым» проектам построены дома с мезонинами №88 и 98 по Гражданской улице.


Дом №98 по Гражданской улице

Мезонин имеют центральные здания городских усадеб, построенные по индивидуальным проектам кого-либо из московских зодчих, как, например, главный корпус архитектурного ансамбля детской больницы на Комсомольской улице.

Общая композиция центрального дома с шестиколонным портиком, объединяющим среднюю часть второго этажа и мезонин, и двух одноэтажных боковых флигелей, поставленных также по красной линии улицы и связанных с домом оградой с воротами, свидетельствует о мастерстве автора проекта. Чуждая архитектурным канонам постановка на дворовом фасаде дома двух спаренных колонн в центре декоративной лоджии доказывает, что возводился этот ансамбль под руководством местного строителя.

Этот замечательный комплекс построен в начале прошлого столетия, но он кажется произведением раннего классицизма: пропорции стройных колонн портика, тонкие, вытянутой формы кронштейны, сандрики над центральными окнами второго этажа, ступенчатый аттик над фронтоном характерны для дома московского вельможи XVIII в. Внутри дом совершенно переделан. Уцелела лишь парадная лестница художественного литья с красивым ограждением маршей.

Круглые многоугольные, овальные, полуциркульные, квадратные и вытянутые прямоугольные ниши на фасадах, предусмотренные для установки в них лепных барельефов, так и остались незаполненными; даже капители не были установлены на колоннах. Лепной декор фасадов, распространенный в Москве в первой половине XIX в., в Коломне встречается очень редко.


Детская больница (дом Кисловой). Общий вид

По-видимому, для выполнения этих работ надо было передавать заказ московской мастерской или вызывать оттуда квалифицированных лепщиков. Очевидно, заказчики не соглашались на этот расход или откладывали его на неопределенное время. В тех редких случаях, когда этот излюбленный в Москве прием для отделки фасадов все же применялся в Коломне, характер барельефов очень примитивен (например, в доме Тунициной начала XIX в. по Пятницкой улице, ныне ул. Пушкина, 13).


Дом Тупициной

Очень наивной кажется художественная трактовка группы из трех амурчиков, трижды повторяющаяся в нише за колоннами портика. Московские строители никогда не допустили бы такого повторения одной и той же группы фигур; в московских домах пиши, объединяющие три или пять окон по фасаду, всегда заполнены многофигурной композицией. В доме Тунициной также не отличаются изысканностью и женские маски в фигурных нишах, и головы сатиров в замках над проемами первого этажа.


Детская больница. Главный дом. Вид со двора

В связи с приспособлением дома под женскую гимназию в конце XIX в. были снесены мезонин и боковые флигели, возведены пристройки и изменена внутренняя планировка.

Лепные украшения на фасаде дома №228 по ул. Октябрьской революции, очевидно, тоже созданы местными мастерами.

Вообще архитектуре почти всех коломенских «обывательских» домов, выстроенных по образцовым проектам, свойствен провинциальный отпечаток: сказалось отсутствие в городе квалифицированных сил для руководства строительством и отделкой зданий. В то же время в Москве и многих губернских городах талантливые местные архитекторы создали по тем же проектам ряд примечательных произведений русского классицизма.

В 30—40-х годах XIX в. в Коломне в обработке фасадов начинают применять рустовку нижнего этажа (например, дом №30 на Посадской улице). Распространенной становится отделка дома, при которой белокаменные детали (карниз, капители и базы пилястр, пояски, цоколь, балясины, архивольты) контрастируют с красным тоном неоштукатуренной кирпичной кладкой стен (дом на углу улиц Зайцева и Москворецкой, дом №16 по ул. Левшина, дома №7 по ул. Савельича, №5 по ул. III Интернационала, №12 по Комсомольской улице, у которого сохранились и боковые флигели, оба дома на противоположных углах улиц Лазарева и Советской и др.).


Дом на углу улиц Зайцева и Москворецкой

Этот строительный прием мы встречаем в обработке не только частных домов, но и казенных зданий (мужская гимназия в Посадском переулке с центральным 14-пилястровым портиком во втором этаже), а также и корпусов служб, как, например каретного сарая в доме Общественного собрания (ул. Октябрьской революции, 222).


Каретный сарай при доме №222 по ул. Октябрьской революции

С 20-х годов XIX в. большое распространение получают железные зонты над входами, ограждения крылец парадного подъезда, лестниц, а также балконов, которые иногда устанавливают па фасадах и старых домов (балкон на здании народного училища, ограждение парадной лестницы в доме на углу улиц Савельича и Комсомольской).

Отделка интерьеров во всех этих домах первой половины XIX в. сохранилась только фрагментарно: встречаются кое-где хорошего рисунка двери и точеные балясины «бутылочкой» в ограждении деревянных лестниц; местами в некоторых комнатах уцелел наборный паркет или изначальный профиль карниза; кое-где бросаются в глаза вставленные в облицовку неоднократно переложенной печи отдельные расписные изразцы с рисунком полихромным или сине-лиловатого тона, превращавшие печь в декоративный элемент интерьера.


Здание Народного училища. Балкон

Однако из литературных источников мы знаем, что коломенский купеческий дом того времени отличался не только исключительной добротностью; ему была свойственна и известная роскошь в отделке и убранстве парадных комнат. У некоторых богачей был даже так называемый зимний сад, т. е. «зала установлена померанцевыми и лавровыми деревьями».

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".