Петродворец
Выдающееся произведение русского искусства
Дворцово-парковый ансамбль Петергофа-Петродворца — выдающееся произведение русского искусства. Красота и своеобразие этого ансамбля, возникновение которого относится к первой четверти XVIII века, определяются близостью моря, прекрасными фонтанными сооружениям, простотой и изяществом дворцов, парадным величием общей панорамы парка.
В художественных памятниках Петергофа, созданных трудом и талантом русского народа, ярко запечатлено победоносное завершение борьбы России за выход к морю, за возвращение балтийского побережья.
Южный берег Финского залива, на котором расположен Петродворец, в глубокой древности был заселен славянами. От залива и Невы начинался торговый путь, связывавший побережья Балтийского и Черного морей. На протяжении нескольких веков русский народ отражал натиск иноземных завоевателей, пытавшихся оттеснить Россию от морских берегов. В первом десятилетии XVII века шведским войскам удалось отторгнуть русские владения на Неве и на Балтике. Тем самым русское государство оказалось отдаленным от удобных морских путей и это тормозило его развитие.
В результате войны 1700—1721 годов, известной под названием «Северной», шведские интервенты были разгромлены на море и на суше, и Россия прочно утвердилась на балтийском побережье.
На берегах Невы и Финского залива после их освобождения были предприняты большие строительные работы. В 1703 году основывается Петербург, вскоре превратившийся в один из красивейших городов мира, а вслед затем Кронштадт — морская крепость, созданная для защиты новой столицы.
Вокруг строящейся столицы возникают загородные усадьбы, дворцы Петра I и его приближенных. В короткое время на берегу Финского залива, вдоль «Петергофской першпективы» — дороги из Петербурга в Ораниенбаум (теперь Ломоносов),— было сооружено более пятидесяти «забавных» каменных дворцов, а около них устроены сады с водоёмами, павильонами и скульптурой.
Создание приморских загородных поместий (Стрельна, Петергоф, Ораниенбаум и др.) явилось новым этапом в развитии русской архитектуры и своеобразно отразило расцвет экономической и военно-морской мощи Российской державы.
«Петергофское строение» было задумано Петром I после решающей победы над шведскими армиями в битве под Полтавой, предопределившей исход войны в пользу России. Широкое осуществление этого замысла началось в 1714 году, вслед за поражением, которое было нанесено шведскому флоту в сражении при Гангуте.
Место для строительства парадной загородной резиденции было выбрано на полпути между Петербургом и Кронштадтом, рядом со старыми «заезжими светлицами» Петра, или Петровым двором, т.е. Петергофом. В отличие от прежнего, новое «строение» получило название Новый Петергоф.
Присланные со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян, искусные мастера и садоводы по проектам крупнейших русских архитекторов того времени и приглашенных иностранцев создавали Нижний и Верхний парки, возводили дворцы и павильоны, сооружали фонтаны.
В 1721 году, когда был заключен победоносный для России Ништадтский мир, строительство в Петергофе необычайно расширяется. В августе этого года впервые были пущены водомёты Нижнего парка. К 1725 году завершены сооружение и отделка первого Большого дворца, дворцов Монплезир, Марли, павильона Эрмитаж, всех трех каскадов, а также крупнейших фонтанов, таких как «Пирамида». «Чаши», «Сноп», «Адам» и «Ева».
В середине XVIII века основное внимание было направлено на художественное обогащение архитектурного центра Нижнего парка — Большого дворца и Большого каскада. При обновлении ряда сооружений, выполненных первоначально из дерева и свинца, применяются более прочные и красивые материалы: гранит, мрамор, золоченая бронза. Главная роль в работах середины XVIII века принадлежит архитектору В.В. Растрелли.
В последующие годы Нижний парк продолжает обогащаться новыми декоративными элементами. Под наблюдением и по проектам зодчего А.Н. Воронихина в начале XIX века ремонтируется Большой каскад, создаются каменные колоннады с фонтанами по сторонам Морского канала и каскад у павильона Эрмитаж. Первоначальная свинцовая золоченая скульптура Большого каскада и ряда фонтанов заменяется бронзовой золоченой. В выполнении нового скульптурного убранства принимали участие талантливейшие ваятели того времени Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин, Ф.Г. Гордеев, И.П. Мартос, Ж.Д. Рашет.
Значительные работы в Нижнем парке осуществлены в 50-х годах XIX века, когда по проектам архитектора А.И. Штакеншнейдера строятся Львиный каскад (на месте Эрмитажного), фонтаны «Нимфа», «Данаида», облицовываются мрамором Воронихинские колоннады и капитально ремонтируется Большой каскад,.
Еще в последней четверти XVIII века вокруг первоначального паркового ансамбля возникают новые парки и дворцовые строения. В 1780-х годах к югу от Нижнего парка устраивается один из ранних русских пейзажных парков, названный «Английским». Главным архитектурным сооружением его был великолепный дворец, построенный по проекту архитектора Д. Кваренги.
В 1830—1840-х годах за восточной границей Нижнего парка по проекту архитектора А. Менеласа производится планировка пейзажного парка «Александрия», где строятся дворец Николая I — «Коттедж», придворная церковь — «Капелла» и «Руинный мост».
Схематический план парков Петродворца 1 — Большой дворец, 2 — Верхний парк, 3 — Большой каскад, 4 — Фонтан «Ева», 5 — Фонтан «Адам», 6 — Монплезир и фонтаны Монплезирского сада, 7 — Фонтан «Солнце», 8 — Фонтан-шутиха «Дубок», 9 — Фонтан-шутиха «Зонтик», 10 — «Римские» фонтаны, 11 — Каскад «Шахматная гора», 12 — Фонтан «Пирамида», 13 — Оранжерея, 14 — Эрмитаж, 15 — Львиный каскад, 16 — Марли, 17 — Большие фонтаны, 18 — Каскад «Золотая гора», 19 — Парк «Александрия»
Во всех сооружениях «Александрии» использованы декоративные элементы средневекового зодчества. Такими же чертами отличаются выстроенные по проекту архитектора Н.Л. Бенуа крупнейшие здания города Петродворца: вокзал, манеж, почта и другие.
На островах пруда в так называемом «Колонистском» парке в 40-х годах XIX века по чертежам архитектора А.И. Штакеншнейдера строятся Царицын и Ольгин павильоны, у Самсониевского бассейна — Розовый, а на возвышенности Бабигон — павильон Бельведер («прекрасный вид»). В архитектуре этих павильонов использованы декоративные мотивы классического зодчества.
В итоге строительных работ, длившихся около 200 лет, в нынешнем Петродворце был создан грандиозный дворцово-парковый комплекс, включающий 7 парков, площадью свыше 800 га, и более 20 дворцов и павильонов.
В последние десятилетия XIX века, несмотря на то, что внешне парадный вид парков тщательно поддерживался, их художественный и исторический облик во многом исказили подновления и ремонты, производившиеся к приездам различных «высочайших особ». Особенно сильно в этом отношении пострадал Нижний парк. Фасады его дворцов были испорчены пристройками, а их внутреннее убранство засорено безвкусными вещами. Облик некоторых фонтанов изменен вопреки первоначальному замыслу.
В годы первой мировой войны Нижний парк пришёл в запустение, многие его аллеи заглохли, часть фонтанов бездействовала.
После Великой Октябрьской социалистической революции дворцы и парки, ранее недоступные для народа, были объявлены всенародным достоянием.
18 мая 1918 года первая экскурсия трудящихся, в которой участвовало 500 человек, с красным знаменем и революционными плакатами прошла по пышным залам Большого дворца, превращенного в музей. С этого дня началась экскурсионно-просветительная работа петергофских дворцов-музеев.
Уже с первых лет Советской власти принимаются меры к бережному сохранению всех произведений искусства. В Петергофе организуются изучение и тщательная реставрация дворцово-паркового комплекса. Восстанавливаются партеры Верхнего парка, возобновляются цветники у Большого каскада, снимаются пристройки с фасадов Большого дворца, капитально ремонтируется Большой каскад, вводится в действие ряд фонтанов Верхнего и Нижнего парков, среди них: «Пирамида», «Солнце», «Римские», реставрируются трельяжные беседки, пополняется скульптурное убранство.
Были проведены также реставрационные работы в дворцах — Монплезир, Марли, в Эрмитаже. После тщательного восстановления опустошенных летом 1917 года по приказу Временного правительства дворцовых помещений в них открыты историко-художественные музеи.
Продолжавшаяся более двадцати лет последовательная, кропотливая работа возвратила Петергофу его подлинный художественный облик.
В бывших зданиях «придворного штата», в «фрейлинских», «кавалерских» и т. п. домах, а также в некоторых дворцах («Английском», «Фермерском», «Нижнем») разместились дома отдыха и санатории.
Петергоф стал местом народных праздничных гуляний, крупнейшей базой отдыха трудящихся.
Осенью 1941 года дворцы и парки Петергофа оказались в руках фашистских захватчиков. За время своего недолгого хозяйничания на советской земле гитлеровские варвары превратили в руины замечательный памятник русской национальной культуры, создававшийся на протяжении более двух столетий.
Гитлеровцы хотели навсегда уничтожить дорогие советскому народу сокровища Петергофа. Но упорным созидательным трудом советских людей они возвращены к жизни, возрождены во всей своей красоте.
После изгнания врага в Петродворце (так отныне стал называться Петергоф) развернулись восстановительные работы. В первую очередь была очищена территория и восстановлена планировка Нижнего парка. Уже в июне 1945 года он был открыт для посещения.
Наряду с работами в парке, шло возрождение знаменитых фонтанов, потребовавшее капитального ремонта разрушенного водовода и возобновления похищенной фашистами монументально-декоративной скульптуры. В 1947 году воссозданием фонтанной группы «Самсон, раздирающий пасть льва» была в основном завершена реставрация фонтанов Большого каскада.
Дорога в Петродворец
В 1951 году, когда началось восстановление крупнейшего архитектурного памятника Нижнего парка — Большого дворца, открылся новый этап возрождения ансамбля, знаменующийся реставрацией дворцов и возобновлением в них музейных экспозиций.
В результате огромной работы, проведенной в послевоенные годы, в Петродворце восстановлено 125 фонтанов, в том числе три каскада; воссоздано более 200 монументальных и декоративных бронзовых скульптур; подняты из руин дворцовые здания Нижнего парка; реставрирована коллекция мраморной скульптуры; в дворцовом павильоне первой четверти XVIII века — Эрмитаже открыт историко-художественный музей.
Снова в летние дни искрятся на солнце многострунные фонтаны Нижнего парка, сверкает золотом скульптура Большого каскада, среди зелени ветвей белеет мрамор статуй. Далекие перспективы аллей оживлены праздничным потоком отдыхающих. Они любуются чарующей красотой парка, его чудесными уголками, его памятниками, созданными выдающимися ваятелями и зодчими, его прекрасными панорамами и видом на взморье. К их услугам разнообразные развлечения и затеи, спортивный городок, лекторий, библиотека-читальня. В дни народных гуляний на многочисленных эстрадах выступают лучшие мастера театра и музыки, коллективы художественной самодеятельности. С каждым годом все более нарядным и благоустроенным становится Нижний парк, все шире развертывается в нем массовая культурно-просветительная работа.
Коммунистическая партия и Советское правительство направляют творческие усилия советских людей на всемерное развитие социалистической экономики и культуры. Безграничны возможности культурного строительства в нашей стране. Огромная забота проявляется о бережном сохранении культурного наследия прошлого и, в том числе, выдающихся произведений искусства. Яркое свидетельство этому — восстановление Петродворца. Недалек день, когда будет полностью завершено возрождение замечательного дворцово-паркового ансамбля.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".