Петродворец
Нижний парк
Основой художественного единства дворцово-паркового комплекса Петродворца является планировка Нижнего парка. Зеленый массив, подчиненный строго продуманной композиции, объединяет в целостном ансамбле дворцы, фонтаны, скульптуру.
Характерными особенностями регулярных парков, созданных в России в первой четверти XVIII века, были подчеркнутая прямолинейность в устройстве аллей и симметричность расположения парковых сооружений по отношению к главному архитектурному центру. Регулярные сады обильно украшались фонтанами, мраморной скульптурой, зеркальными водоёмами и зелеными коврами газонов строго геометрической формы.
Эти черты регулярной планировки наиболее ярко проявились в композиции Нижнего и Верхнего парков Петергофа. Их основным архитектурным центром является Большой дворец, расположенный на краю высокой естественной гряды. Южный фасад дворца обращен к Верхнему саду, задуманному в качестве парадного подхода к зданию со стороны нынешней главной магистрали города — Красного проспекта.
Центральный вход в Верхний парк оформлен монументальными пилонами, которые, как и вся ограда, сооружены по проекту архитектора В.В. Растрелли в 1754 году. Ограда поставлена по линии рва, окружавшего парковую территорию в начале XVIII века.
Планировка парка была гармонично связана с членением фасадов Большого дворца. Зеленый партер открывал перспективу на дворец от самого входа. По центральной оси размещались три фонтана: «Межеумный», «Нептун» и «Дубовый», а перед самым дворцом в больших квадратных бассейнах — фонтаны «Весна» и «Лето». Самым крупным был фонтан «Нептун». В начале XVIII века его украшала деревянная скульптурная группа «Нептунова телега», сделанная по модели скульптора К. Растрелли (отца зодчего). В конце XVIII века её заменили многофигурной бронзовой группой со статуей Нептуна работы немецких мастеров середины XVII века X. Рихтера и Г. Швейгера.
Панорама петергофских парков. Из альбома Сент-Илера. 1770-е годы
Открытый партер украшали симметрично расставленные мраморные статуи и шарообразно подстриженные низкие деревца. К боковым крыльям дворца подходили тенистые липовые аллеи.
В таком виде, в соответствии с историческими данными о внешнем облике Верхнего парка в период его расцвета, он был восстановлен в 1928 году. Таким он будет воссоздан после окончания реставрационных работ по южному фасаду Большого дворца.
С площадки перед северным фасадом Большого дворца открывается панорама Нижнего парка, раскинувшегося на узкой вытянутой прибрежной полосе. На склоне гряды, образуя подножие дворца, возвышается Большой каскад.
Аллея Нижнего парка
Перед каскадом расположены открытые пространства партерных цветников с фонтанами, обогащающих центральную композицию парка. Подчеркивая значение основного планировочного центра, образуемого Большим дворцом, каскадом и Морским каналом, здесь сочетаются в парадном великолепии множество фонтанных струй и золоченых статуй, затейливые узоры цветников и строгие беломраморные колоннады.
От центра в глубину парка — к морю — веерообразно идут пять аллей. Парные лучевые дороги, расходящиеся от восточного и западного углов Большого цветника, замыкаются приморским дворцом — Монплезир и Эрмитажем; центральная «Аллея фонтанов», обрамляя Морской канал, ведет в гавань. Аллеи, идущие к морю, пересекаются тремя перспективами, которые лучами расходятся от пруда перед дворцом Марли и прорезают весь массив парка с запада на восток. Основной, «хребтовой» перспективой среди них является тройная Марлинская аллея, протянувшаяся на два километра до стены парка «Александрия». По сторонам протянулись Малибанская аллея, проходящая вдоль берега до дворца Монплезир, и Березовая, идущая до каскада «Шахматная гора».
Главная магистраль парка — Марлинская аллея
Пересечение двух лучеобразных систем аллей составляет неповторимую особенность планировки Нижнего парка. Этот своеобразный художественный приём позволяет видеть архитектурные и фонтанные сооружения с самых различных точек и порождает иллюзию необычайного их множества.
По всему парку последовательно выдержан принцип симметричного расположения дворцов и фонтанов. Симметрично от Большого каскада, украшая естественный склон местности, расположены каскады: «Шахматная гора» — в восточной части и «Золотая гора» — в западной части парка. Перед каждым каскадам парные фонтаны: «Чаши», «Римские», «Большие». На равном расстоянии от Морского канала и Большого дворца расположены фонтаны «Адам» и «Ева», а на берегу моря — дворец Монплезир и Эрмитаж.
Строгая организованность Нижнего парка подчеркивает и усиливает праздничность и величавую торжественность композиции. Вместе с тем наличие самостоятельных замкнутых ансамблей своеобразного художественного звучания, связанных системой аллей, создает живую и богатую смену впечатлений.
Аллея вдоль Морского канала
Глубоко гармоничному облику Нижнего парка способствуют и природные условия местности. Крутая естественная гряда использована как его южная граница; склон её эффектно декорирован тремя каскадами, террасами и лестницами, создающими живописный переход от Верхнего сада и господствующего над всем Большого дворца — в Нижний парк.
Необычайную прелесть придает парку морской пейзаж. Благодаря близости моря многоводные фонтаны кажутся созданиями самой природы и особую убедительность приобретает значение ансамбля, как памятника военно-морских побед России.
Устройство Нижнего парка было начато в 1710 году по указанию Петра I, которому принадлежит и общий замысел планировки. Сохранилось несколько сделанных им набросков, на которых помечены Большой дворец с каскадом, Морской канал и указано расположение главных построек и аллей. В детальной разработке и осуществлении замысла Петра большую роль сыграли архитекторы И. Браунштейн, А. Леблон, М. Земцов, Н. Микетти и садовники Л. Гарнихфельдт, А. Борисов.
В течение 10—15 лет на низком заболоченном берегу, поросшем ельником, сосной, березой, ольхой, рябиной и ивовым кустарником, трудом тысяч «работных людей» создавался грандиозный парк площадью 102,5 гектара. Крепостные крестьяне выполняли тяжелые земляные работы, прорубали просеки для будущих аллей, доставляли и высаживали множество многолетних кленов, лип, ясеней, дубов, декоративных и плодовых деревьев, обогащавших зеленый массив.
В строительстве Нижнего парка участвовали искусные русские садоводы, переведенные для работы в новую столицу и её пригороды из подмосковных садов, а также мастера, обученные в Петергофской садовой школе, основанной Петром I в 1710 году. Эта школа <в XVIII веке была крупнейшей в стране; питомцы её обладали всесторонними знаниями садового искусства, умели «рисовать чертежи» и самостоятельно выполнять планировку участков.
Создавая новый своеобразный парк, петергофские паркостроители следовали творческим традициям русского садово-паркового искусства XVII века, использовали богатый опыт устройства боярских садов. Это, в частности, нашло свое отражение в том, что, наряду с показной нарядностью общего убранства, в парке оставлялись участки, имевшие хозяйственно-практическое назначение. Здесь высаживались плодовые деревья и ягодные кустарники, была построена большая оранжерея с огородом и садом, вырыт ряд «рыбных прудов», специальное место отводилось для потешного и охотничьего зверинца. Все это необычайно тонко и умело включалось в художественную композицию парка и придавало ему самобытные черты.
Уголок парка у «Римских» фонтанов
Стилевые особенности ансамбля, характеризующие его как образец регулярного паркостроения, получили своё завершение а 50-х годах XVIII века. К этому времени высокого уровня достигло искусство подстрижки деревьев. Подстриженные в виде кубов и составлявшие как бы сплошные зеленые стены, они усиливали впечатление строгой прямолинейности аллей. Деревья шарообразной и пирамидальной формы украшали террасы и открытые партеры. В больших кадках стояли растения, прихотливо выстриженные наподобие различных зверей. Над лестницами по сторонам Большого каскада, у подножья «Золотой горы», вокруг Монплезирского сада и в других местах были устроены переходы, обрамленные трельяжными решетками, увитыми зеленью. Ажурные трельяжные беседки, ограды, павильоны, искусно сделанные из тонких деревянных реек, были обязательным украшением регулярных парков.
Становление в садовом искусстве нового пейзажного стиля, основанного на подражании природе, привело к тому, что в конце XVIII века архитектурный облик Нижнего парка стал меняться. Прекращение подстрижки деревьев, крона которых свободно разрасталась, живописная подсадка кустарников смягчили его былую строгость. На отдельных участках строились новые фонтаны, к которым в глубину зеленого массива вели извилистые дорожки.
В последующее время бессистемное привнесение в парк отдельных пейзажных элементов привело к безвкусице и искажению его основных художественных черт.
За годы Советской власти проведена большая работа по глубокому изучению и реставрации зеленой архитектуры Нижнего парка. Реставрационные мероприятия имели целью с возможной полнотой восстановить ее исторические художественные черты. Для этого парк был расчищен от нарушавших его планировку кустарников и отдельных деревьев. Произведены корчевка пней и подсадка новых деревьев, обновлен газонный покров, восстановлены липовые аллеи у Эрмитажа и «Золотой горы», партерные цветники у Большого каскада.
Центр Нижнего парка
Реставрация Нижнего парка была сопряжена со многими трудностями, обусловленными естественным изменением зеленых насаждений и безвозвратной утратой некоторых элементов садовой архитектуры.
С особой остротой проблема восстановления парка встала после Великой Отечественной войны, когда потребовалось по существу заново воссоздать его планировку и часть зеленого массива, варварски опустошенного фашистскими захватчиками.
Заминированный, изрытый траншеями, загражденный завалами и проволокой, Нижний парк был в короткое время очищен саперами Советской армии и трудящимися Ленинграда. Вековые деревья, поврежденные осколками, были тщательно залечены. По всему парку зазеленели молодые саженцы, дорожки вновь приобрели благоустроенный вид. Большого труда потребовало восстановление восточной части Марлинской аллеи, вдоль которой взамен срубленных вековых деревьев высажено свыше тысячи молодых лип.
В дальнейшем ежегодно высаживались тысячи деревьев и десятки тысяч кустарников, количество которых превысило урон, нанесенный в дни войны. Одновременно шло благоустройство участков, примыкающих к фонтанным сооружениям и дворцам. Для воссоздания художественного убранства парка большое значение имело восстановление в 1951—1953 годах цветников у Большого каскада и у дворца Монплезир.
Полная реставрация Нижнего парка на строгой научной основе потребует выполнения еще многих разнообразных и сложных работ, которые предусмотрены перспективным планом. Но уже сейчас взору посетителей открывается чудесная панорама широких тенистых аллей, украшенных фонтанами и скульптурой.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".