Петродворец

Западная часть парка

Чем дальше углубляешься в западную часть парка, тем более ощутимы её особенности. Характер планировки, расположение фонтанов и дворцов, их архитектура и назначение — все сохраняет здесь выразительные черты усадебной уединенности и уюта.

Подобно восточной, западная часть парка связана с центром двумя лучевыми аллеями. В перспективе одной из них вырисовывается Эрмитаж, находящийся, как и Монплезир, на самом побережье. Павильон предназначался для уединенного времяпрепровождения, отсюда его название — Эрмитаж, т.е. «приют уединения».


Павильон Эрмитаж в Петергофе. Из альбома Сент-Илера, 1770-е годы

Архитектура павильона как нельзя лучше соответствует его назначению. Двухэтажное, прямоугольное в плане здание расположено на высоком массивном основании и окружено глубоким рвом. В XVIII веке ров заполнялся водой, а небольшой мостик через него поднимался, когда в павильоне находились гости.

Фасады Эрмитажа украшены тягами тонких профилей и обработаны рустами, которые пересечены вертикалями пилястр, высотой в два этажа. Большие светлые окна, как бы вправленные в изящную рамку архитектурных деталей, занимают почти всю плоскость стен.

Южный и северный фасады выделены полукруглыми фронтонами, помещенными над стеклянными квадратами дверей второго этажа, выходящих на балконы, оформленные решетками и кронштейнами из дуба.


Павильон Эрмитаж. Северный фасад

Широкие дали залива, открытое воздушное пространство, на фоне которого выделяется четкий контур павильона, сочная зелень деревьев, оттеняющая цветовую игру его фасадов, — все это значительно дополняет красоту архитектуры Эрмитажа.

Этот павильон строился по проекту архитектора И. Браун-штейна в 1721—1727 годах. Архивные документы сохранили имена мастеров, выполнявших его отделку. В 1727 году потолок верхнего зала был украшен плафоном, выполненным художниками М. Бушуевым и С. Негрубовым. В 1724 году мастера Василий Кадников и Никита Севрюков «были в Эрмитаже у резьбы балкона и решетки, и у дела панелей и капителей». Рисунок решеток балконов и окон верхнего зала, откуда открывался вид на море, был по распоряжению Петра I выбран такой же, как и на флагманском корабле Российского флота «Ингерманландия». Верхний зал, как и центральный зал Монплезира, украшало множество картин. В нем стоял овальный подъемный стол, за которым могли сидеть 14 человек. Центральная часть стола опускалась вниз, в помещение первого этажа, где находилась кухня и происходила сервировка. Таким образом гости, собравшиеся в павильоне, не были стеснены присутствием слуг.


Верхний зал павильона Эрмитаж

Петровский Эрмитаж — первое в России сооружение подобного типа, по образцу которого в середине XVIII века строились павильоны уединения на Каменном острове в Петербурге, в Царском селе, в Кускове под Москвой и в других местах.

Построенный позднее Эрмитаж Зимнего дворца в Петербурге стал хранилищем художественных коллекций, а затем превратился в крупнейший музей — сокровищницу произведений искусства мирового значения.

В пятидесятые годы XVIII века, когда создавались картинные залы в Екатерининском дворце в Царском селе и в Большом Петергофском дворце, верхний зал Эрмитажа в Нижнем парке также украшается картинами, сплошь закрывающими стены и разделенными золочеными рамками. Этот декоративный приём представлял собой развитие традиций XVII века.

Последующие переделки дворцовых зданий Нижнего парка не коснулись Эрмитажа, и он сохранил почти в неприкосновенном виде лаконичные и выразительные черты, присущие архитектуре первой четверти XVIII века.

Первый русский парковый павильон Эрмитаж, превращенный после Великой Октябрьской социалистической революции а музей, был разрушен фашистскими захватчиками. В 1952 году этот замечательный памятник русской архитектуры восстановлен и в нем вновь открыта художественная экспозиция. В нижнем этаже, где некогда находились подсобные помещения, кухня и комната для подъёмного механизма, расположена вводная выставка, освещающая историю создания и восстановления павильона. Воссоздано историческое убранство верхнего зала, в котором развешены по стенам обереженные в годы войны картины, а на столе выставлены фарфоровый сервиз и художественное стекло работы русских мастеров середины XVIII века.

Коллекция картин, собранная в петродворцовом Эрмитаже, состоит из произведений голландских, фламандских, французских и немецких мастеров конца XVII — начала XVIII веков, Рассчитанное, прежде всего, на общее декоративное впечатление, это собрание включает картины таких известных художников, как Д. Тенирс, Ж. Бургиньон и другие. Вся коллекция насчитывает более ста произведений живописи. Большая картина «Полтавская баталия» принадлежит кисти русского художника петровского времени И. Никитина.

В общей планировке Нижнего парка каждому дворцу соответствует каскадное сооружение. Еще в начале XVIII века на склоне напротив Эрмитажа находился «Моисеев каскад», о котором сохранилось лишь упоминание. В конце XVIII века, в период больших строительных работ, на широкой аллее, идущей от павильона к Марлинской перспективе, по проекту А.Н. Воронихина возводится каскад, получивший название «Эрмитажный». По сторонам его устанавливаются бронзовые львы, и позже за каскадом закрепляется название «Львиный». В 1853—1857 годах его перестраивают по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера.

Каскад с трех сторон украшается высокой колоннадой из четырнадцати колонн сердобольского гранита, объединенных общим антаблементом. Между колоннами из мраморных чаш поднимались высокие струи, подчеркивая своей легкостью монументальность колоннады. В центре водоёма на гранитном постаменте стояла скульптура «Нимфа Аганипа, льющая воду из кувшина», выполненная скульптором Ф. Толстым. Вода всех водомётов, сливаясь в этот водоём, перекатывалась небольшим водопадом в подковообразный бассейн. Монументальные формы каскада хорошо гармонировали с густой зеленью окружающего участка.

Взорванный в годы войны Львиный каскад находится сейчас в процессе реставрации. Сложная работа по воссозданию гранитного и мраморного убранства будет произведена мастерами завода «Русские самоцветы».


Дворец Марли. Фотоснимок 1940 г.

В глубине западной половины парка расположен ансамбль дворца Марли. Три лучевые аллеи, идущие к нему, обрываются перед зеркальной гладью большого прямоугольного пруда, в котором отражается белый фасад маленького дворца, стоящего на противоположном берегу. Это — небольшое двухэтажное здание с шатровой кровлей, пропорции которого удивительно согласованы с размерами пруда. Фасад скромно украшен рустами, четким узором решетки балкона, резными кронштейнами. Во внешнем облике дворца, в его общем замысле, в пропорциях и деталях отделки ясно видны черты, общие для сооружений петровского времени.

Палаты «Нового Монплезира», как назывался дворец Марли, сооружены и отделаны в 1721—1724 годах по проекту архитектора И. Браунштейна. Задуманный одноэтажным, дворец в ходе строительства надстраивается еще на «одно жилье», так как первый вариант не соответствовал по своим пропорциям размеру пруда.

В 1898—1899 годах пришедший в ветхое состояние дворец был по проекту архитектора А. Семенова капитально реставрирован, причем полностью сохранена его первоначальная архитектура.

С северной стороны к дворцу примыкает небольшой фруктовый садик, защищенный от моря и северных ветров насыпным земляным валом и каменной подпорной стеной с 75 нишами. В этом саду, называвшемся «Сад Венеры», росли яблони, вишни, абрикосы, ягодные кусты, в теплицах зрели овощи.

«Марлинский дом» стоял на перемычке между квадратным и четырьмя секториальными прудами. Эти пруды, в которых разводились рыбы, приученные подплывать по звонку для кормления, расположенный рядом фруктовый сад с хозяйственными постройками придавали всему участку вид образцовой усадьбы. Это было прямое продолжение традиций русского садового искусства XVII века, привнесенных сюда московскими садоводами, работавшими в Петергофе.

К югу от дворца Марли среди густой зелени белеет мрамор одного из величественных сооружений Нижнего парка — каскада «Золотая гора».

При разработке его проекта Петр I предлагал взять за прообраз каскад, сооруженный в одной из резиденций французских королей, носившей название Марли (отсюда одно из иаименований каскада — Марлинский, распространившееся затем на весь этот район парка).

Несмотря на предписание делать точную копию, архитекторы Н. Микетти и М.Г. Земцов создали совершенно самобытное произведение, органически связанное с местностью, с архитектурой дворцов и каскадов Нижнего парка.

Местоположение каскада было выбрано из расчёта соблюсти принципы симметрии и правильного соотношения фонтанов с дворцовой архитектурой. Являясь главным фонтанным сооружением западной части парка, «Золотая гора» расположена симметрично «Шахматной горе» и противостоит миниатюрному дворцу Марли, который своей усадебной скромностью подчеркивает впечатляющую силу каскада.


Каскад «Золотая гора»

В XVIII веке зеленый склон, на котором сооружена «Золотая гора», был густо усажен елями. Темная хвоя использовалась для того, чтобы контрастнее оттенить белизну мрамора.

Как и многие другие памятники, имеющие более чем двухвековую историю, каскад претерпел ряд изменений в декоративных деталях. Так в конце XVIII — начале XIX веков было заменено мраморным первоначальное скульптурное убранство из свинца, а отвесы ступеней облицованы золочеными медными листами. Это породило новое название каскада — «Золотая гора».

Двадцать две огромные ступени обрамлены высоким парапетом, на котором установлены изящные статуи. Весь каскад мажется высеченным из цельного куска мрамора, вправленного в малахит густой тенистой листвы. На белом фоне верхней стенки выделяются золоченые маскароны морских медуз, выполненные по рисунку М.Г. Земцова.


Большие фонтаны

Перед каскадом, на небольшом прямоугольном партере вздымаются из просторных круглых бассейнов мощные водяные столбы двух фонтанов, названных по толщине струй Большими. Они были созданы в 1722 году и одно время назывались «Менажерными», т.е. «экономными» (от французского слова menager — экономить, сберегать). Действительно, для того, чтобы создать впечатление струи такого крупного диаметра, расходуется гораздо меньше воды, чем кажется при первом взгляде. Секрет заключается в простом, но остроумном техническом приспособлении. Из двойной трубы вода бьет по кольцу 30-сантиметрового диаметра и создает струю, полую внутри. Вертикали Больших фонтанов противостоят спокойным водам «Золотой горы» и подчеркивают масштабность архитектуры каскада.

Район дворца Марли наиболее сильно пострадал во время хозяйничания фашистских захватчиков. Дворец был взорван, великолепная дубовая роща за ним почти начисто вырублена, повреждены фонтаны. Восстановительные работы здесь последовательно проводятся все послевоенные годы. По всему участку возобновлена планировка, расчищены пруды, высажены молодые деревья. В 1949 году введены в действие Большие фонтаны и заструилась вода по «Золотой горе». В 1953 году почерневший мрамор каскада, расчищенный и реставрированный мастерами завода «Русские самоцветы», заблестел своей прежней белизной. Тогда же началось возрождение дворца. Подготавливается воссоздание четырех маленьких фонтанов «Тритоны — колокола» на аллее.


Фонтан «Ева»

Западная и Восточная половины парка объединены Марлинской перспективой, протянувшейся по всей его длине. Начинаясь у тихих вод Марлинского, или, как его называли, Карпиного пруда, она доходит до стены парка Александрия. На своём протяжении аллея пересекается с радиальными дорожками, начинающимися от Большого каскада. В местах их пересечения стоят на небольших площадках однотипные фонтаны простой и благородной формы. Шестнадцать прозрачных струй окружают мраморные скульптуры «Адам» и «Ева», давшие название фонтанам, и осыпаются хрустальными лепестками в восьмигранный бассейн. Рисунок струй не заслоняет прекрасных статуй, выполненных итальянским скульптором Дж. Бонацца в 1718 году. Эти фонтаны, сооруженные в 1722—1725 годах, относятся к числу первых водомётов Нижнего парка. Сохранившиеся в первоначальном виде до наших дней, они являются замечательным украшением главной прогулочной аллеи.


Фонтан «Адам»

К площадкам, на которых расположены фонтаны «Адам» и «Ева», соответственно восьми граням бассейнов протянулись восемь дорожек из различных уголков парка, откуда, в свою очередь, хорошо видны серебристые струи этих фонтанов. Их многократное появление в перспективах шестнадцати аллей создает обманчивое впечатление множества подобных водомётов.

После войны фонтаны введены в действие в 1948 году. Этому предшествовала кропотливая реставрация скульптуры. Особенно сложной была реставрация статуи «Ева», выполненная скульптором Е.Г. Захаровым.

На участках у фонтанов «Адам» и «Ева» предстоит еще воссоздать восемь трельяжных беседок с колоннами и вазами.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".