Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Петродворец

Восточная часть парка. Продолжение

Пейзажная дорожка, начинающаяся около «Дубка», приводит еще к одному забавному фонтану — «Елочке», созданному в одно время с «Дубком» и действующему по тому же принципу. «Елочка» восстановлена в 1953 году.


Каскад «Шахматная гора»

Тенистая Монплезирская аллея выводит на просторную солнечную площадь перед каскадом «Шахматная гора», украшенную зелеными газонами партеров и большими фигурными бассейнами с монументальными фонтанами в виде пирамид. Это так называемые Римские фонтаны. Они состоят из двух восьмигранников, поставленных один на другой и разделенных плоскими мраморными чашами. Прямоугольная форма граней подчеркивается выложенными на них квадратами из цветного мрамора.

Оригинальность фонтанов заключается в необычайной красоте их водяных струй, которые при падении напоминают серебристо-белую пряжу.

Композиционное расположение «Римских» фонтанов обусловлено стремлением своеобразно оформить вход на площадь. Они неожиданно возникают из-за вековых лип и манят издали, замыкая перспективу трех дорожек, идущих от дворца Марли, фонтана «Адам» и из парка Александрия; отовсюду они кажутся стоящими друг против друга по сторонам аллей.


«Римские» фонтаны

«Римские» фонтаны сооружены в 1739 году из дерева, покрытого свинцом.. Через шестьдесят лет их воссоздают из гранита и облицовывают цветным мрамором. Мраморная отделка дополнялась золочеными бронзовыми гирляндами, -венками и изображениями бога морей Нептуна.

После Великой Отечественной войны фонтаны введены в действие в 1949 году, в 1954 году воссоздается их бронзовое украшение. Свободно размещенные на широком пространстве, они вносят особую торжественность в общую панораму каскада «Шахматная гора».

Обширная площадь у этого каскада, окаймленная тенистой кольцевой аллеей, украшенная стройными пирамидальными фонтанами и коврами зеленых газонов, по своему облику напоминает парадный дворцовый зал. Сверху, со стороны города, на нее выводят две боковые лестницы «Шахматной горы», по сторонам которых, как бы подчеркивая движение вниз, стоят беломраморные статуи, приобретенные в Италии в начале XVIII века.

Самый каскад производит впечатление большой горы из туфового камня с двумя гротами. Это — жилище трех огромных крылатых драконов, стоящих на самом верху каскада. Сходство каскада с горой восходит к первоначальному замыслу, в соответствии с которым он сооружался «с малым гротом и дикою горою», над которой возвышалось «разоренное строение» или «руины». В то время каскад назывался Руинным и представлял собой разрушенную крепостную башню, символизирующую взятие русскими войсками шведских крепостей. Этот замысел должен был дополняться сооружением «Нептуновой телеги» с четырьмя лошадьми «и у тех лошадей изо ртов шла б вода и лилась на кашкады и по уступам чтобы были Тритоны якобы играли в трубы морские». Скульптурная группа Нептуновой колесницы была выполнена по модели скульптора К. Растрелли, но установлена не здесь, а в центральном бассейне Верхнего парка.

В тридцатых годах XVIII века каскад перестраивается, изменяются его конструкция, украшения и принцип действия. Вместо «разоренного строения» устанавливаются три дракона, сделанные из дерева и раскрашенные в яркие цвета. Из их пасти поступала на каскад вода, стекавшая вниз по широким сливным скатам, раскрашенным черными и белыми квадратами. Такая раскраска была в то время излюбленным декоративным мотивом, применявшимся для украшения каскадных площадок и днищ фонтанных бассейнов.

В создании каскада, переименованного в «Драконову», а затем «Шахматную гору», участвовали архитекторы М. Земцов, И. Браунштейн, Д. Ельчанинов и инженер-гидравлик В. Туволков.

Позднейшие перестройки не внесли существенных изменений в облик каскада. Часто переделывались лишь драконы, быстро подвергавшиеся разрушению. В последний раз они были обновлены в 1858 году. В то же время возникают различные проекты переделки всего сооружения, осуществление которых совершенно уничтожило бы старый фонтан. Однако, ввиду дороговизны устройства нового каскада, вое дело свелось к замене деревянных драконов свинцовыми, изготовленными по рисунку архитектора Н. Бенуа, к установке скульптуры орла на вершине грота и скульптурной группы «Нимфа и сатир» работы скульптора П. Ставассера — в центре бассейна перед каскадом.

При восстановлении «Шахматной горы» в послевоенные годы были возобновлены только драконы, выполненные по модели скульптора А.Ф. Гуржия, сделанной им на основе изучения гравюр и рисунков петровского времени.

Каскад «Шахматная гора» — композиционный центр площади, на которую ориентированы семь аллей, ведущих сюда со всех уголков парка: от Большого дворца (Оранжерейный спуск), от партеров Большого каскада — мимо Оранжереи (Оранжерейная аллея), от дворца Марли (Березовая аллея), от фонтана «Адам», от дворца Монплезир (Монплезирская аллея), от фонтана «Пирамида», от парка Александрия.


Фонтан «Пирамида»

В перспективе этих аллей видны фонтаны: Оранжерейный, «Адам», «Сноп», «Пирамида». Последний замыкает аллею, идущую в глубь восточной части паркового массива. Уже издали виден этот красивейший фонтан Нижнего парка, подобный высокому белому монументу. Создаваемая сотнями устремляющихся вверх и словно обгоняющих друг друга струй, водяная пирамида возвышается на беломраморном постаменте, обрамленном невысокой балюстрадой с вазами. Пенистая масса воды, падающая вниз, переполняет квадратный бассейн и широкой лентой сбегает по его четырем каскадам.

Водяная пирамида создается оригинальным и в то же время простым приспособлением. На мраморном пьедестале фонтана лежит чугунная квадратная плита, состоящая из семи уменьшающихся и центру камер, в которые поступает одинаковое количество воды. По периметру каждой камеры установлены форсунки, отверстия которых также уменьшаются к центру. Благодаря разнице в объемах камер и в диаметрах форсунок достигается постепенное увеличение высоты струй к центру, образующее многоярусную пирамиду.

Указ об устройстве «Пирамиды с малыми кашкадами» был подписан в 1721 году, а уже через два года фонтан был «опробован» — из трехсот шестидесяти пяти его трубочек хлынула вода. Искусный мастер фонтанного дела Поль Суалем, проработавший в Петергофе двадцать лет, завершил одну из своих лучших работ. Весь участок вокруг водомёта был оформлен с тонким пониманием единства фонтанного, архитектурного и садового искусства. Водяной пирамиде фонтана соответствовали деревянные пирамиды на балюстраде и подстриженные конусом растения, которые выставлялись в кадках на зеленом газоне квадратной площади.

До конца XVIII века фонтан сохранялся без всяких переделок. Только в 1800 году по проекту архитектора И. Яковлева, выполненному еще в 1773 году, деревянная балюстрада пирамиды и основание фонтана были сделаны из мрамора. Одновременно увеличивается подача воды, бьющей уже из 505 трубочек. Эту задачу разрешил талантливый мастер фонтанного дела Федор Стрельников, создатель водяных устройств Большого каскада, Воронихинских колоннад, Львиного каскада и других фонтанов Нижнего парка.

Заглохший в начале XX века фонтан был полностью разобран и заново переложен в 1928—1929 годах, при этом заменены новыми поврежденные части балюстрады, ваз и облицовки. Сейчас изумительное произведение русского фонтанного искусства первой четверти XVIII века вновь возрождено бригадой петродворцовых мастеров во главе с А.П. Смирновым. Посетители Нижнего парка попрежнему любуются роскошным водяным убором в скромном архитектурном обрамлении, столь характерном для ранних петергофских фонтанов.


Оранжерея

В непосредственной близости от площади «Шахматной горы» находится здание «Каменной оранжереи». Оно расположено на переходе к партерам Большого каскада. Все, кто бывал в Петергофе до Великой Отечественной войны, не узнают в этом красивом, благородном по своим формам сооружении старой громоздкой оранжереи. В 1953 году, через двести с лишним лет после того, как она была построена, ей возвращен первоначальный облик, столь типичный для ранних садово-парковых павильонов XVIII века. Удлиненный фасад здания, вытянутый по дуге и огибающий расположенный перед ним участок, акцентированный двухэтажный центр, боковые завершения, немного выступающие вперед, и, наконец, высокие мелко остекленные окна, разрезающие южный фасад,— все это роднит Оранжерею с архитектурой Большого дворца, Монплезира и других памятников петровского времени. Особую нарядность зданию придают пилястры, русты и балюстрадная кромка высокой кровли, украшенная множеством декоративных ваз.

Выявить исторически верный облик Оранжереи позволило тщательное изучение архивных материалов и чертежей, исследование процесса ее создания и дальнейших переделок. Возведенное в 1722—1724 годах здание неоднократно перестраивалось, начиная с 1769 по 1914 год. В результате были втрое увеличены боковые крылья, нарушившие пропорциональность сооружения. Постепенно исчезло убранство фасадов и Оранжерея стала выглядеть как (Постройка сугубо хозяйственного назначения.

Разрушенную в годы войны Оранжерею решено было возродить по сохранившемуся чертежу первой четверти XVIII века. Ранний облик здания, запечатленный на этом чертеже, наиболее полно гармонирует со сложившимся архитектурным ансамблем Нижнего парка.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".