Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Козельск

Свято-Введенская Козельская Оптина Макариева пустынь

в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мужской, ставропигиальный

В 2000 году в монастыре — 100 человек братии

Адрес: 249700, Калужская область, г. Козельск


Свято-Введенская Козельская Оптина Макариева пустынь

Основан на рубеже XIV—XV вв. близ Козельска, на правом берегу р. Жиздры и её левого притока — р. Клютома. По преданию, её основал Опта, раскаявшийся атаман шайки разбойников в козельских лесах (он основал также в Орловской области Оптин Троицкий монастырь, стал отшельником; есть предположение, что при пострижении он получил имя Макарий). Существует и другая версия, что название Оптина означает «общая», «совместная». До запрещения в 1504 году в монастыре находились монахи и монахини (средостенный монастырь), жившие в двух разных отделениях под управлением одного духовного отца, т.е. проживали «оптом». Но затем инокини были выведены в город, где основали Вознесенский монастырь. В 1610–1617 годах Свято-Введенский монастырь был разорен польско-литовскими войсками и находился в запустении. В 1629 году возобновлен. В 1689 году началось строительство первого каменного храма — Введения Пресвятой Богородицы. В 1724 году монастырь упразднен. Восстановлен в 1726 году на средства местных жителей Шепелевых и Ардатова. В 1741–1768 годах построен новый собор Введения Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Монастырь окончательно возрожден в конце XVIII века митрополитом Московским и Калужским Платоном. С 1796 года при отце Авраамии начался расцвет монастыря. В 1801–1804 годах построена колокольня, в 1805–1811 годах Казанский храм, в 1809–1811 годах —больничный храм. В 20-х годах XIX века монастырь утвержден епископом Калужским и Боровским Филаретом (Амфитеатровым). В 1832–1839 годах обнесен высокой каменной стеной в виде правильного четырехугольника с 7 башнями.

В начале XIX века монастырь стал центром возрождавшегося и России старчества, признанного для утверждения в братии истинно монашеского духа на основе древнего подвижничества, послушания, служения народу в его духовных нуждах. Старец — живший в отдельной келье мудрый, почитаемый монах, являвшийся высшим духовным авторитетом и наставником для иноков и паломников. Возрождение старчества связано с именем ученика знаменитого подвижника XVIII века преподобного Паисия Величковского Афанасия (умер в 1825 году), который благословил отшельников преподобных братьев Моисея и Антония Путиловых на восстановление Оптиной пустыни. Все другие оптинскис старцы середины XIX века были учениками ближайших учеников преподобного Паисия, продолжателями его духовного наследия. В 1821 году на пасеке был построен Иоанно-Предтеченский скит, где жили старцы.

Первым оптинским старцем стал Леонид (в схиме — преподобный Лев, умер в 1841 году). Его ученик — преподобный Макарий (умер в 1860 году). Расцвет старчества при преподобном Амвросии (1812–1891 годы; в 1988 году причислен к лику святых, его мощи — во Введенском соборе). Преемник Леонида — иеромонах Макарий (из Площанской пустыни) стоял вместе с братьями Киреевскими с 1846 года у истоков оптинского книгоиздательства (началось с 1839 года; в 1839–1849 годах выпущено 6 книг; всего вышло в свет более 50). Его ученик и келейник старец Амвросий считается прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского. Он принимал писателей и философов В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова, П.Д. Юркевича, Ф.М. Достоевского, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого (последний относился к старчеству неприязненно). Старцев посещали такие известные историки и писатели, как Н.В. Гоголь, С.П. Шевырев, М.П. Погодин, Л.П. Муравьев, К.Д. Кавелин, Т.И. Филипьев и др. Последние, перед закрытием монастыря после 1917 года, старцы — Анатолий (умер в 1922 году) и преподобный Нектарий (умер в ссылке в брянском с. Холмищи в 1928 году, его мощи перенесены в монастырь). Последний (с 1914 года) настоятель монастыря архимандрит Исаакий (Бобриков) расстрелян в 1938 году в Туле. В 1996 году канонизирован.

В монастырской библиотеке были собраны труды древнерусских, византийских, древнегреческих авторов. Только скитская библиотека насчитывала свыше 30 тыс. книг и рукописей. С помощью видных просветителей публициста и философа И.В. и собирателя фольклора П.В. Киреевских (похоронены у стен Введенского собора) публиковались научные труды. Монастырь любили посещать Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский (им предоставляли отдельные домики), В.А. Жуковский, И.С. Тургенев, А.М. Жемчужников, А.Н. Апухтин, другие писатели, композитор П.Г. Рубинштейн, философ В.В. Розанов. Четыре года здесь жил философ К.Н. Леонтьев, принявший тайный постриг в келье старца Варсонофия. В монастыре находились известный китаевед иеромонах Виноградов, художник Болотов, основавший иконописную мастерскую.

В центре монастыря — соборный храм в честь Введения во храм Божией Матери (построен в 1768 году, возобновлён в 1877 году и в 1902 году) с двумя приделами — святителя Николая Чудотворца (построен в 1837 году, возобновлён в 1870 году) и преподобного Пафнутия Боровского (построен в 1837 году, возобновлён в 1870 году). К югу от него — Казанский храм в честь Казанской иконы Божией Матери (теплый, построен в 1811 году) с двумя приделами (Воздвижения Крестя Господня — 1815 г. и святого великомученика Георгия, св. Феодора Стратилата). Больничный Владимирский в честь Владимирской иконы Божией Матери (1811 год). Преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны (построен в 1824 году).В 1864 году был построен храм во имя Всех Святых (кладбищенский), в 1865 году — святителя Амвросия Медиоланского. В XIX веке в монастыре появились кельи, гостиница для паломников, странноприимный дом, стали работать свечной и черепичный заводы. В 1874 году на южной стороне обители, за оградой построена двухэтажная больница для монахов и мирян, с храмом преподобного Илариона Великого.

Недалеко от монастыря находится сернокислый источник, который называется Святым или Пафнутьевым. По благословению оптинских старцев и с их участием были созданы многочисленные женские общины в России, многие из которых стали монастырями.

В 1918 году монастырь закрыт. Обитель была полностью разорена, а вместе с ней и оптинское старчество. В 1919 году монастырь преобразован в сельхозартель (в 1923 году закрыта). Часть имущества (в том числе большинство книг) вывезена. В 1919—1928 годах на территории монастыря был музей. В зданиях монастыря размещались дом отдыха, лагерь для заключенных, детдом, производственно-техническое училище, различные хозяйственные и воинские организации; они часто пустовали, подверглись разрушению. Погибли 65-метровая колокольня, часть стен. В начале1960-х годов начались реставрационно-восстановительные работы. В 1974 году монастырь взят под охрану государства. Возрожден в конце 1987 года. Возобновились паломничество, издание церковных книг, возрождается библиотека.

26 июля 1996 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил торжества по случаю причисления к лику святых собора Оптинских старцев. Были прославлены: преподобные Моисей, Антоний, Исаакий I, Варсонофий, Лев, Макарий, Иларион, Анатолий Старший, Иосиф, Анатолий Младший, Нектарий, Никон Исповедник, священно-мученик Исаакий II. Их мощи перенесены во Введенский собор. 21–23 октября 1998 года во время посещения обители Святейший Патриарх возглавил крестный ход с торжественным переносом мощей старцев Варсонофня, Анатолия Старшего, Льва, Макария, Амвросия, Илариона, Анатолия Младшего во вновь построенный (на месте взорванного) храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Тогда же Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм.

Около монастыря — Иоанно-Предтеченский скит (в 400 метрах от монастыря). Основан в 1821 году схимонахом Иоанникием, в нем в 1822 году был построен деревянный храм в честь святого Иоанна Предтечи, трапезный в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобных Пафнутия Боровского (1858 год) и Иоанна Рыльского (1902 год). В 1957 году в скиту был открыт филиал Козельского краеведческого музея — литературный отдел.

Монастырь имеет подворья: в Москве — храм Святой Живоначальной Троицы в Останкино (129515, Москва, 1-я Останкинская ул., 7, стр. 2, тел.: (495) 283-39-97) и в Санкт-Петербурге — Свято-Успенский храм (199034, Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2, тел.: (812) 355-74-73). В Сухиничах, в Исправительно-трудовой колонии, монастырь оборудовал храм. Ведется духовно-просветительская работа в местной воинской части.

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".