Кириллов
Кирилло-Белозерский Успенский монастырь
в честь Успения Пресвятой Богородицы, мужской
В 2000 — 4 чел. братии
Адрес: 161030, Вологодская обл., г. Кириллов
Покровско-Васильевский монастырь
Основан в 1397 году на берегу Сиверского озера близ р. Свияги (в черте современного г. Кириллова, который возник вокруг монастыря) преподобным Кириллом Белозерским. Преподобный Кирилл был учеником и последователем Сергия Радонежского, архимандритом московского Симонова монастыря, выходцем из боярского роди Вельяминовых, писателем, автором трех посланий к сыновьям Дмитрия Донского — Василию, Андрею, Юрию. Он вначале выкопал здесь пещеру, а затем срубил деревянный храм Успения (отсюда название монастыря) и несколько келий. Его мощи после кончины в 1427 году покоятся под спудом храма во имя преподобного Кирилла.
В конце XV — нач. XVI веков монастырь поддерживал нестяжателей, проповедовавших аскетизм, уход от мира, отказ церкви от земельной собственности. Их духовный лидер Нил Сорский основал неподалеку от монастыря у р. Соры первый на Руси скит. Во второй четверти XVI века монастырь присоединился к иосифлянам, идеологом которых был основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями они отстаивали незыблемость церковного учения, защищали церковно-монастырское землевладение.
Монастырь рассматривался князьями и царями как один из важных стратегических пунктов на Севере России (сухопутные и торговые пути, р. Шексна и дорога, соединявшая Москву с Севером Руси), в том числе в политической борьбе с Новгородом. Иван Грозный трижды посетил монастырь, делал огромные пожертвования, имел собственную келью, высказывал пожелание принять в монастыре монашеский постриг. В 1612 году монастырь успешно выдержал осаду польско-литовских интервентов. В XV—XVII веках служил местом заточения и ссылки светских и церковных противников русских царей (Вассиан Патрикеев, князь М. Воротынский, И. Шуйский, Симеон Бекбулатович и другие). С 1676 до 1681 года в монастыре находился лишенный патриаршества Никон, переведенный сюда под более строгий надзор из Ферапонтова монастыря. Здесь спасался от ярости повстанцев близкий друг и воспитатель царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов. Монастырь являлся важным культурным центром. В нем хранились старинные иконы, редкая церковная утварь, исторические документы, четыре книги, принадлежавшие преподобному Кириллу, древние рукописные книги, списки летописей, переводы византийских хроник, такие ценные сочинения, как старейшие списки «Задонщины», «Хождения игумена Даниила», «История иудейской войны» Флавия, «Александрия». Большинство рукописей и книг после 1917 года было передано в Библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина и в Русский музей в Санкт-Петербурге.
В XVIII—XIX веках монастырь пришел в запустение. Многие постройки стали разрушаться. В начале XX века в монастыре проводились реставрационные работы.
Архитектурный ансамбль монастыря (11 храмов, башни и крепостные стены) сложился в XV—XVII веках на площади около 10 га и близок по своему облику к московскому зодчеству того времени. Неоднократно перестраивался вплоть до конца XVIII века.
Широкое строительство развернулось в XVI веке. Под руководством Л. Ширшова были сооружены храмы: архангела Гавриила, святого Иоанна Предтечи, святого Владимира, надвратный храм преподобного Иоанна Лествичника и Преображения, трапезный храм преподобного Сергия Радонежского и др.
В 1667 году по указу царя Алексея Михайловича были построены трехэтажные каменные стены (Старый город), окружавшие Успенский и Иоанновский монастыри. В XVII в. (1654—1680) под руководством К. Серкова построены новые, более высокие и мощные стены с башнями (Новый город). Их длина — 732 м, высота — около 10 м, толщина — 7 м. Самая красивая из башен — восточная старая башня на выступающем в Сиверское озеро мысу. Ее название — Свиточная — объясняется тем, что здесь находилась прачечная, где стирали свитки (одежду). Выделяется Шатровая башня с тремя декоративными поясами. Из новых башен обращают внимание богато декорированная Вологодская (с увенчанной шпилем дозорной вышкой), 16-гранная Кузнечная, Московская, Белозерская и Казанская (основной вход в монастырь).
В процессе строительства выделились Большой Успенский монастырь (девять храмов) и Горний, или Малый Иоанновский монастырь (два храма).
Главный вход в Большой Успенский монастырь — через Святые врата (построены в 1523 году, с росписью) с надвратным храмом преподобного Иоанна Лествичника (1572 год). Святые ворота являются сохранившейся частью древней (XVI века) стены монастыря. Надвратный храм — вклад сыновей Ивана Грозного царевичей Иоанна и Федора. Это — четырехстолпный, с четырехъярусным иконостасом храм, внутри — роспись местных художников.
Древнейший из храмов — Успенский (Успения Божией Матери) собор. Построен из камня под руководством Прохора Ростовского в 1797 году (в течение пяти теплых месяцев) на месте старого деревянного Успенского. Это — четырехстолпный крестовокупольный одноглавый храм с тремя апсидами. Внутри расписан артелью живописцев во главе с костромским мастером Л. Агеевым. Первоначальный иконостас XV века был изменен в XVII веке, дополнен новыми иконами. Состоит он из пяти ярусов — местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Особо почитаемые иконы — «Вход Господень в Иерусалим», «Крещение» и икона Богоматери «Знамение». Царские врата в серебряном окладе были пожалованы в 1645 году царем Алексеем Михайловичем. К северной стороне собора в 1554 году пристроен Владимирский (святого князя Владимира) храм (над усыпальницей князей Воротынских ). Около Владимирского — храм Епифания Кипрского (над могилой князя Ф. Телятевского, 1645 г.). С южной стороны к Успенскому собору примыкает придельный храм преподобного Кирилла Белозерского (1785 г.). Рядом с южным приделом Успенского собора — храм Архангела Гавриила (1531—1534 гг.), вклад великого князя Василия III. С запада около него самое высокое сооружение в монастыре — колокольня (1757—1761 гг.). В 1519 году построена трапезная с храмом Введения Божией Матери во храм, в середине XVII века — домик келаря.
Горний, или Малый Иоанновский монастырь расположен около храма Иоанна Предтечи (1531—1534 гг.; вклад великого князя Василия III, с двумя главами — в центре и над приделом, внутри — позолоченный резной иконостас XVIII века). Находится на холме, недалеко от того места, где жил в келье преподобный Кирилл. В Малом монастыре над деревянной кельей преподобного Кирилла, его колодцем и крестом был сооружен каменный шатер. Храм над могилой Кирилла был возведен во второй половине XVI века. В 1560 году построена трапезная с храмом Сергия Радонежского, в 1730 году — Малая больничная палата.
На территорию Нового города перевезен из с. Бородавы деревянный храм Ризоположения (1485 год). В юго-восточном углу монастыря — Большие больничные палаты (1643—1644) с храмом святителя Евфимия (1653 год, шатровый).
В 1924 году монастырь закрыт. В середине 1920-х годов монастырь вместе с его ровесником — Ферапонтовым монастырем был объявлен историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В 1950—1990 годах осуществлены большие реставрационные работы. Монастырь возобновлен 6 октября 1998 года. В 1998 году Вологодской епархии передана часть Кирилло-Белозерского монастыря — Иоанновский монастырь, в котором возрождается монашеская жизнь.
Кириллов | Воскресенский Горицкий женский монастырь | Кирилло-Белозерский Успенский монастырь |
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".