Вокруг Ростова Великого
2. Окрестности Борисоглеба. Вёска
Через несколько километров от Уславцева нас встречает деревня Юркино, в центре которой привлекает внимание шестиоконный дом, построенный в 1890-х годах купцом Курочкиным. Кружево наличников и подзоры небольшого мезонина с резными столбиками балкончика придают особую выразительность самому старому дому в Юр-кино.
Отсюда уже видно расположенное на северо-западной границе «графщины» село Вёска. Название его имеет различные толкования. А. Титов связывал его с мерянскими племенами, жившими в этих местах в V—VII веках. Другие исследователи считают название «Вёска» происшедшим от белорусского слова, обозначающего «лагерь», и относят название места к периоду польско-литовского нашествия. В 1609 году здесь действительно останавливался отряд гетмана Лисовского.
К западу от Вёски, тогда небольшой деревеньки, с XVI века располагалась мужская пустошь «на Могзе», служившая местом заточения преступников и авантюристов. На рубеже XVII-XVIII веков в пустоши находился в ссылке известный католический миссионер, португальский монах-августинец Николай де Мелло.
В 1706 году деревеньки Вёску, Дербуньки, Разбитуху и Поповку Петр I отдал В.П. Шереметеву. Пустошь была упразднена. Недалеко от нее уже в XIX веке купцы Набилковы устроили небольшую богадельню «для лиц духовного звания».
Вёска стала селом в 1801 году, в этот год здесь построили Никольскую церковь. При подходе к храму невольно ловишь себя на мысли, что видишь что-то очень знакомое. И действительно, основной объем Никольской церкви, построенной на четыре года позже, является копией храма Богоявления в Уславцеве. Пятиглавие вёскинской церкви повторяет венчание Троицкого храма в Вощажникове. Близка к этому кругу памятников и церковь села Яковцево.
Фресковая живопись с последующей прописью клеевыми красками в интерьере церкви в Вёске выполнена в той же художественной манере и розовато-лимонной гамме цветов, что и росписи храма в Уславцеве. Однако здесь она сохранилась значительно лучше. Сюжеты трактованы в виде картин, заключенных в живописные рамы. Росписи поражают пространственностью композиций и эмоциональной насыщенностью образов. На западной стене ярусами помещены картины из жизни святителя Николая. На своде храма — огромная динамичная композиция «Спас-вседержитель и пророки».
Очевидно, на «графщине» работала большая артель крепостных зодчих и живописцев, выполнявшая заказы Н.П. Шереметева в его борисоглебских владениях.
Вёска. Культовый ансамбль. XIX в.
Немного грузноватая колокольня церкви в Вёске, перестроенная в 1820 году, главенствует в композиции памятника. С запада ее фланкируют паперти, входы в них имеют вид триумфальных арок. Паперти в свою очередь соединены невысокой оградой с каменными сторожками. Выразительный культовый ансамбль в Вёске выглядит несколько пышным для небольшого села. В нем словно возродилась традиция ярославских храмов XVII века — композиция, усложненная пристройкой крытых папертей и ворот.
Вёскинская колокольня была одним из главных ориентиров окрестностей Борисоглеба. В хорошую погоду она видна и с холма «Троицы на Бору». Никольская церковь с колокольней замыкает с востока единственную широкую улицу села, заканчивавшуюся на западе прудом.
Вёска. Бывш. «Кокинская» школа. Вторая половина XIX в.
С севера от культового ансамбля находится бывшая приходская школа, открытая в Вёске в 1872 году. Она носила название «Кокинской» по имени московского купца В. Кокина, давшего средства на постройку здания и содержание школы. Нижний каменный этаж, декорированный плоскими пилястрами, явно заимствован из альбома типовых проектов. Большой деревянный мезонин со скромным чердачком выглядит как самостоятельная изба, поставленная на высокий каменный подклет. Только лопатки на углах мезонина поддерживают относительное единство объема здания.
При школе находилась одна из первых в этих местах народная библиотека-читальня, устроенная силами местных учителей. Сын одной из первых учительниц «Кокинской» школы В. Ивановский в 1901 году написал книжку о родном селе.
К югу от храма сохранился небольшой деревянный домик 1901 года, все стены которого покрыты плотно пригнанными друг к другу филенками с резьбой. Строгие ряды растительных орнаментов чем-то отдаленно напоминают принцип шпалерной развески картин, излюбленной в интерьерах XVIII века.
Тропинки через пригорки бегут по полю золотистой ржи и подводят к небольшому уютному мостику через реку Могзу. В этом месте река особенно хороша. Она вьется среди кустов ивняка и орешника, и зеркальную поверхность воды лишь изредка нарушает мелкая рябь, теряющаяся в зарослях осоки, выступающей в Могзу причудливыми островками.
Река Могза близ села Веска
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".