Вокруг Ростова Великого
5. Ростов Великий. Из истории Ростова
О Ростове, городе, вокруг которого мы совершили наше путешествие, писать трудно. Немало ему посвящено страниц, написанных авторами различных поколений. Да и охватить многовековую историю Ростова, рассказать подробно о его многочисленных памятниках в небольшой главе невозможно. Поэтому мы постараемся проследить эволюцию застройки города, ознакомив читателей с наиболее значительными произведениями архитектуры, составившими славу Ростова Великого.
«Днесь светло красуется преславный град Ростов» — написано на камне при въезде в город, впервые упомянутый под 862 годом в «Повести временных лет». Поселенцами его тогда было угро-финское племя меря. К Х веку на ростовскую землю пришли славяне-новгородцы и кривичи. В 988 году город был отдан на княжение Ярославу, впоследствии прозванному Мудрым, а потом перешел к его сыну Всеволоду, при котором началась христианизация языческого населения края. Однако отдаленность Ростова от Киевской Руси создала определенные трудности для проповедников новой религии. В 1071 году восставшие язычники убили первого ростовского епископа — Леонтия.
Во время правления Юрия Долгорукого город получил титул «Великий», а при сыне его Андрее Боголюбском на месте будущего Успенского собора вместо дубового был выстроен белокаменный храм.
Наивысшего расцвета политическая и культурная жизнь Ростова достигла при правлении князя Константина Всеволодовича (1186-1219), перенесшего столицу Северо-Восточной Руси из Владимира в Ростов. К югу от вечевой площади и епископского двора с примыкавшими к последнему Иоанновским и Григорьевским монастырями Константин устроил княжеский двор. Крупнейший советский археолог Н.Н. Воронин обнаружил остатки «Хором» Константина, возведенных в 1214-1218 годах из тонкой плинфы на месте более поздней Борисоглебской церкви. Эти сооружения и определили центр древнего Ростова, огражденного в XIII веке деревянным тыном и окруженного рвом с водой. С юга естественной границей города служило озеро Неро, называемое иногда мерянским именем Каово.
После смерти Константина Всеволодовича Ростовское княжество разделилось на три самостоятельных. Ростов перешел в удел к старшему сыну Константина, известному в истории как князь Василько Ростовский. Им было закончено начатое при отце строительство нового, белокаменного Успенского собора взамен рухнувшего храма времен Андрея Боголюбского.
Татаро-монгольское нашествие усугубило феодальные усобицы. В это тяжелое для Руси время ростовская епископия стала важным центром просвещения. При епископском дворе, имевшем богатую библиотеку, велось великокняжеское летописание.
Особый интерес представляет летописный свод княгини Марии, вдовы князя Василька, погибшего в битве с татарами на реке Сити. Отец Марии князь Михаил Черниговский был убит в Золотой Орде. Летописи княгини Марии, постригшейся после гибели Василька в монахини и основавшей на окраине Ростова монастырь Спаса на Песках (Княгинин), составлялись в виде некрологов русским князьям, казненным татарами.
Особую роль играл Григорьевский монастырь (затвор). Из его стен вышли Стефан Пермский — составитель письменности зырян, Епифаний Премудрый — автор жизнеописания Стефана Пермского и Сергия Радонежского.
К XIV веку отдельные русские княжества стали объединяться вокруг Москвы. Московские князья Иван Калита и Иван III постепенно скупили владения обедневших ростовских князей. Но, утратив политическую самостоятельность, Ростов остался крупнейшим культурным центром Руси.
Иван IV, Грозный, взял Ростов «в опричнину» и начал каменное строительство, которое за тем велось и при Борисе Годунове. Среди мастеров, работавших в Ростове в XVI веке, известны Андрей Малой, Григорий Борисов, Третьяк Борисов.
Путешественник и дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 1517 и 1526 годах, писал: «Город и крепость Ростов… считаются в числе знаменитых и более древних княжеств России после Новгорода Великого».
В 1589 году в Ростове была учреждена митрополия. С этим событием Н.Н. Воронин связывает последнюю крупную перестройку древнего Успенского собора. Очевидно, в эти же годы возводятся и каменные палаты митрополии.
На рубеже XVI-XVII веков город занимал вместе с посадом территорию, определяемую сейчас полукружием улицы Свердлова, а его укрепления никак не отвечали требованиям фортификационной науки. Не случайно во время польско-литовской интервенции начала XVII века Ростов был разорен и выжжен.
В 1631-1633 годы в Ростове под руководством голландца Яна Корнелиуса Роденбурга велось строительство земляной крепости «о девяти углах». Крайним к центру был насыпан крутой девятиметровый вал, за которым через сухой ров проходил пологий привалок, окруженный рвом, наполненным водой. Большая часть древних укреплений со рвом, превратившимся в заболоченную канаву под названием Пига, сохранилась.
Посад, дворы которого включали деревянные дома со службами и участок для огорода, располагался за крепостью. Сливаясь с застройкой посада, шли слободы, которые постепенно застраивались по направлению к центру города. Слободы и улицы посада получали названия по роду занятий их жителей, местоположению или по приходским церквам. В Ростове были слободы Рыболовская, Сокольничья, улицы Заровская, Никольская. Город рос к северо-западу, так как его исторический центр располагался по брегу озера Перо.
В 1652 году ростовским митрополитом стал Иона Сысоевич. Верный последователь патриарха Никона, Иона Сысоевич своим невиданным по размаху строительством утверждал идею никонианства о господстве церковной власти над светской. С его именем связано возведение шедевра древнерусского зодчества — Ростовского архиерейского дома, с начала XIX века чаще называемого кремлем. В конце XVII века вокруг архиерейского дома продолжали расти слободы, в которых стали появляться и каменные жилые дома.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".