Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Антониевский собор — архитектурный памятник XII века

Введение

Новгород является одним из замечательнейших городов древней Руси, где сохранилось большое количество памятников культуры русского народа.

На протяжении XII века новгородское искусство и архитектура проходят длинный путь развития. Это эпоха бурного строительства. В Новгороде воздвигается около двух десятков монастырей с мощными стенами.

В период феодализма многие люди стремились вести аскетический образ жизни, скрывались за суровыми и неприступными стенами монастырей. Кроме того, строительство монастырей в XII веке имело военно-оборонительное значение. В то суровое время Новгород являлся грозным стражем на северо-западных рубежах русской земли. Он имел многочисленные укрепления, в число которых входили и монастыри, окружающие город со всех сторон. К ним относятся: Юрьев, Аркажский, Нередицкий. Хутынский, Антониев и другие. Сооружение на подступах к Новгороду монастырей — Антоньева на севере и Юрьева на юге преграждало доступ к городу от озера Ильмень, с одной стороны, и от низовьев Волхова — с другой.

Антониев монастырь, расположенный в трех километрах от центра Новгорода на правом берегу Волхова, был основан в 1106 году Антонием Римлянином. Свое название он получил от имени основателя. Монастырь строился при новгородском князе Мстиславе Владимировиче, сыне Владимира Мономаха.

Возникновение монастыря связано с легендой, рассказывающей о том, что Антоний приплыл в Новгород из Рима на камне. Вскоре после его прибытия, как говорит легенда, рыбаки ловили рыбу в Волхове и поймали бочку с драгоценностями, принадлежащую ранее Антонию, которую когда-то он опустил в море. Рыбаки возвратили владельцу бочку, и он на богатства, заключенные в ней, покупает землю и сооружает монастырь.

Согласно купчей грамоте Антония, сохранившейся в списке XVI века, определяются границы монастырской земли, приобретенной у посадничьих детей. Грамота гласит: «Се труд, Госпоже моя, пречистыя богородица, ими же трудихся на месте сем. Купил есми землю пречистые в дом у Смехна, да у Прахна, а дал есми сто рублей. А обвод той земли от реки Волхова Виткою ручьем вверх на Люшик, да Люшиком ко кресту, а от креста на коровей прогон, а коровьем прогоном на Ольху, а от Ольхи на Еловый куст, а от Елового куста на Верховье на Донцовое, а Донцовым вниз, а Донец впал в Деревяницу, а Деревяница впала в Волхов, а той земли и межа. А кто на сю землю наступит, а то управит Мати божья».

Эта грамота давала монастырю право на вечное пользование землей, без всяких претензий на нее. Участок земли, определенный в грамоте, занимал площадь от земляного вала до речки Донец по Волхову длиною в 1,5 км, а вся площадь составляла около 30 гектаров. территория же монастыря за стенами около 6 га.


Антониев монастырь (рисунок XVII века из книги немецкого путешественника Олеария)

По описи 1696 г. в Антониевом монастыре было пять каменных церквей. Собор Рождества Богородицы с четырьмя приделами, церковь Сретенья с трапезною. Иоанна Лествичника надвратная, Усекновения главы Иоанна Предтечи над южными вратами (со стороны города) и церковь Антония Великого с колокольнею, на которой висело 13 колоколов: большой благовестник, весом 165 пудов, колокол часовой и одиннадцать малых.

На иконе «Видение пономаря Тарасия» колокольня Антониева монастыря изображена трехпролетной, находилась она на юго-востоке от собора Рождества Богородицы.

Остальные постройки монастырские: братские кельи, баня, квасоварня и т.д. были деревянные до XVII столетия.

Сейчас существуют только две церкви — Рождества Богородицы XII века и Сретения XVI века.

Монастырь неоднократно опустошался пожарами. Наиболее крупные пожары отмечены летописью в 1378, 1386, 1396 годах. О первом пожаре в III Новгородской летописи сказано: «В лето 6886 погоре Антониев монастырь весь, и церковь пресвятые богородицы погоре; тогда была свинцом побита».

Антониев монастырь в течение нескольких столетии играл видную роль в истории Новгорода, ему покровительствовали князья, духовенство, бояре, цари и императоры. В ризнице хранились жалованные грамоты на землю и беспошлинную торговлю, на луга, рель, рыбную ловлю, на монастырские вотчины.

Кроме древнейших духовной и купчей грамот самого основателя монастыря Антония, здесь хранились грамоты Александра Ярославича Невского и Дмитрия Донского на перевоз Бронницкий через Мсту, грамоты Ивана Грозного, Федора Ивановича, Василия Ивановича Шуйского и Михаила Федоровича Романова. Много вносилось в монастырь различными лицами драгоценных вкладов. В ризнице было собрано большое количество образцов ювелирного искусства: паникадила, подсвечники, дарохранительницы, чаши, потиры, старые ткани и шитье, рукописные и печатные книги. В XVI веке часть этой богатой ризницы Иван Грозный вывез в Москву, часть вещей из Антониева монастыря сейчас хранится в Новгородском музее. Среди них большой интерес представляет покров XVII века с шитым изображением Антония Римлянина по голубому цветному атласу, фелонь XII века Антония, семикупольная кадильница и водосвятная чаша XVI века. В монастыре хранилось и огнестрельное оружие: карабины, пищали, пистолеты. Антониев монастырь был одним из крупных землевладельцев Новгорода. Ему принадлежали земли и деревни в нескольких пятинах Новгородских (Бежецкой, Деревской и др.). В его распоряжении (по описи XVII в.) находилось около 2,5 тысячи десятин земли, 145 деревень, несколько тысяч крепостных душ и различной работающей на монастырь челяди. Братии же монастырской в это время было всего 35 человек. В XVII столетии к нему было приписано 4 монастыря. После шведской интервенции монастырь приходит в запустение. С середины XVII века в нем начинается новое строительство. В 1651 году в монастыре учреждена архимандрия. Этим преимуществом пользовался еще Юрьев монастырь.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".