Антониевский собор — архитектурный памятник XII века

Собор Рождества Богородицы

Из сохранившихся построек ни территории монастыря собор Рождества Богородицы является древнейшим памятником, построенным в 1117—1119 гг.

В Новгородской первой летописи под 1117 годом сказано об основании церкви; «Игумен Антоний заложи церковь камяну святые Богородица монастырь», а о свершении постройки там же записано под 1119 годом: «Свершена бысть церквы Антонова святая Богородица Новегороде». Строился храм в течение двух лет, освящен был, как говорит летопись в 1122 г. Полностью все работы по устройству были закончены в 1125 году. «Подписаша церковь Антонову в монастыре» говорит летопись под этим годом. Расписав и украсив собор, Антоний снабдил его вкладами и богатой утварью, из которой сейчас сохранились прекрасные эмали французской работы, находящиеся в Новгородском музее.


Собор Рождества Богородицы (1117—1119 гг.)

Собор построен по типу княжеских сооружений XI—XII веков. Сила, мощь и суровость характерны для монастырских построек этого периода. Церковь — крепость, с толщиной стен, достигающих более одного метра, отвечали своему назначению. Есть предположение, что памятник построен замечательным русским зодчим Петром, имя его упоминают летописи в сообщении о постройке Георгиевского собора Юрьева монастыря. Этот собор воздвигается сразу же после окончании строительных работ в соборе Антониева монастыря, т.е. в 1119 году. Собор Антониева монастыря, возможно, в качестве первого опыта, уступает в своих размерах собору Юрьева монастыря, который после Софийского является самым крупным и внушительным сооружением древнего Новгорода.

Близость этих соборов выражается как в общности планов, так и в трактовке фасадов, расчлененных плоскими лопатками, сходящимися под крышей в полукружиях. Антониевский собор, как и Георгиевский, в древности был опоясан рядами плоских двухуступчатых ниш с полуциркульным верхом (ныне эти ниши заложены). Собор Рождества Богородицы сильно искажен позднейшими пристройками и переделками. На фасадах его вместо старых узких окон с полуциркульным верхом растесаны широкие окна. Древнее посводное покрытие заменено четырехскатной крышей. В 1378 году собор был покрыт свинцом, а теперь листовым железом. Древние величественные шлемовидные главы собора имеют сейчас луковичную форму. С трех сторон собор окружен низкими галереями-папертями конца XVII столетня. Внутри собора древние хоры перестроены на деньги монаха Никифора, погребенного в западной паперти собора. Стесаны крещатые столбы. Пол и солея храма — более позднего происхождения. Последнее возобновление собора было в 1837 г. Несмотря на многочисленные искажения, архитектурный облик памятника хранит древнейшие черты XII века. Он является типичным для древнерусского зодчества крестово-купольным сооружением. В плане здание прямоугольное, вытянутое с запада на восток. Величина памятника в длину с алтарем 18 метров, в ширину И метров, высота 25 метров. Собор трехкупольный, трехапсидный, шестистолпный. Этот тип памятников характерен для церковного зодчества Новгорода первой половины XII века. Особенностью собора Антониева монастыря является рельефно выступающая круглая башня у северо-западного угла. Внутри башни лестница, ведущая на палати собора. Ассиметричная композиция трех глав придает всему памятнику некоторую живописность.


Северо-западная башня собора Рождества Богородицы

Подобное расположение куполов и северо-западной башни повторено в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Но этой башне мастер Петр придал квадратную в плане форму и более органически связал ее с основным массивом собора. Западный фасад башни сливается в единое целое с западным фасадом храма. Круглая башня Антониевского собора, увенчанная куполом, резко выделяется из основного массива здания, являясь как бы обособленной частью. Возможно, что эта толстостенная башня могла быть дозорной. Равновысокие, плоские апсиды почти сливаются с основным кубом здания. Памятник сложен из мощных глыб известняка и тонкого кирпича (плинфы). Внешние фасады собора скромны и строги по своему убранству. Лишь по верхней части барабанов и апсид проходят ползучие арочки.

Некоторое оживление мрачным монастырским стенам придавали двухступенчатые нишки и узкие проемы окон. Без поздней побелки и штукатурки памятник выглядел суровее, от него веяло аскетизмом. Поверхность стен была шероховата и слегка волниста.

Памятники Новгорода XI—XII веков поражают своей монументальностью, строгостью и простотой.

«Суровая, величавая, ничем не смягченная сила — вот качество, которым отмечено большинство новгородских памятников XII века. В этом отразились характер и нравы новгородцев того времени» — так говорит о зодчестве Новгорода профессор М.В. Алпатов. При взгляде на древние памятники города вспоминаются древнерусские богатыри.

Внутри собора система коробовых сводов и арок поддерживается шестью столбами, из которых два средние имеют восьмигранную форму, остальные четырехгранные. Хоры собора по своим размерам несколько меньше других княжеских сооружений этого времени (Никольского, Георгиевского соборов), они занимают лишь западную часть. Приделы с южной и северной стороны относятся к XVII столетию. В 1671 г. был сооружен южный придел в честь основателя собора Антония Римлянина. Вход в придел шел через западную паперть, два входа через главный храм и один из главного алтаря через диаконник.

В 1680 г. к собору пристроен придел Иоанна Богослова, который скрыл в нижних частях выступ круглой лестничной башни. Западная паперть с приделом Грузинской Божьей матери построена в конце XVII века. Внутри собора сохранился деревянный резной золоченый иконостас 1716 года (без икон). В диаконнике — два древних окна с деревянными рамами.


Окно с деревянной рамой XII в.

К юго-восточной стороне храма примыкает ризничная палата, выступающая низким полукружием к востоку. Здесь хранились драгоценности монастыря. Между главным храмом и южным приделом, у правого клироса под аркою, мраморный трехступенчатый помост, на нем стояла медная позолоченная рака с так называемыми мощами Антония Римлянина. На раке в семи кругах было описано рождение, прибытие в Новгород Антония, а также основание монастыря. В них же были изображены и две его жалованные монастырю грамоты — купчая и духовная. В северо-западной части собора находится вход на второй этаж — хоры или палати, каменная лестница помещена в башне. Обвивающая круглый центральный столб, она поднимается до самого барабана. Лестница темная, вероятно поднимались по ней только со свечами. На половине лестничной башни, в толще стены,--небольшая келья. Предание говорит, что здесь Антоний совершал уединенную молитву. Верхняя часть башни наполовину выложена из голосников (полых глиняных горшков). Они заменяли тяжелый строительный материал. Легкий вес их облегчал нагрузку на нижележащие части. Голосники применялись и в других частях внутренних стен храма и служили для усиления звука и заглушения эха. В верхней части башни размещался древний придел Петра Афонского и Онуфрия Великого.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".