Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Антониевский собор — архитектурный памятник XII века

Фресковая живопись Антониевского собора

Стены собора в 20-х годах XII столетия были украшены фресками. О росписи этого собора летопись сообщает: «В лето 6633 (1125) подписаша церковь в монастыри». В более поздние времена древняя живопись «обновлялась» и оказалась скрытой под слоем штукатурки и новой росписи клеевыми красками XIX века, которая и сейчас покрывает большую часть стен интерьера. Лишь в алтарной части в конце прошлого столетия, а также в 20-х и 40-х годах XX века, были раскрыты фрагменты древних фресок. Изображения повреждены насечками, сделанными под штукатурку для новых изображений, закрывавших их в течение нескольких столетий. Несмотря на повреждения и слабую интенсивность красок, фрески дают представление о высоких художественных качествах живописи.


Неизвестный святитель (роспись 1125 г.)

На столбах алтаря в медальонах — поясное изображение неизвестных святителей. Строгие вытянутые лица старцев мрачны и неприветливы. Они написаны в красно-коричневом и синевато-голубоватом колорите. Совершенно иначе трактовано лицо святой в диаконнике. Фигура ее написана во весь рост. Молодое, женственное лицо полно обаяния и достоинства. Головной убор мягко обрамляет округлое лицо. Может быть в этом изображении художник отразил идеальный тип новгородской красавицы. Здесь явно проглядывают индивидуальные черты. Чистый высокий лоб, темные сросшиеся брови, спокойное выражение. Замечательна композиция в диаконнике «Обретение главы Иоанна Предтечи», представляющая собой юношу в короткой одежде, копающего землю.

Художник создал образ сильного молодца-новгородца, его грубоватое широкое лицо — открытое и простое.

Одежда на нем коричневого цвета, волосы темные, изображение юноши очень жизненно и конкретно. Это редко встречаемое в церковной живописи изображение простого человека.

Несколько выше представлена композиция из этого цикла «Поднесение главы Иоанна Предтечи Иродиаде».

Надменная Иродиада изображена в короне и светлых одеждах. Печальный мужчина торжественно передает ей на блюде голову Иоанна. Живописец очень тонко передал психологический момент — печаль и надменность. Это убедительно передано, как в выражении лиц, так и в позах фигур.

На столбе, отделяющем алтарь от диаконника, изображен молодой архидиакон в рост, в светлых одеждах, с зелеными притенениями, юное лицо его поражает своим серьезным выражением. Правая рука, в которой он держал кадильницу (сейчас утрачена), имеет изящный рисунок.


Архидиакон (роспись 1125 г.)

В жертвеннике композиция «Введение во храм» плохо сохранилась. На столбах алтаря, ранее прикрытые иконостасом, были открыты в 1944 году реставраторами П.И. Юкиным и А.В. Виннером композиция «Благовещение», с интересным архитектурным пейзажем — палатой, возле которой изображена Богоматерь. Одежды архангела Гавриила из этой композиции хранят следы лазури — любимого цвета древнерусских художников.

Фигура архангела тяжеловесна. Очень выразительно лицо диакона, (изображение находится несколько ниже «Благовещения»). К сожалению, можно видеть только лицо, остальная часть изображения закрыта деревянным тяблом иконостаса. Короткая раздвоенная борода, длинные темные волосы, строгий и умный взгляд. Это изображение очень близко, по манере исполнения и по общему выражению лица, к изображению молодого диакона из болгарской Боянской церкви XII—XIII столетия.


Фрагмент композиции «Поклонение волхвов» (роспись 1125 г.)

В углах и плоскостях южной и северной стен, в местах их примыкания к алтарным столбам замечательны фрагменты композиций «Успение» и «Поклонение волхвов». С большой выразительностью и некоторой объемностью переданы лица апостолов и волхвов.

В композиции «Успение» лицо апостола Петра с оттенком скорби, его голова полуобращена вправо, опирается на руку, поднятую в горестном жесте. Широкое лицо апостола Иоанна совершенно детское. Здесь наблюдается вполне свободно скомпонованная группа, в которой фигуры изображены в различных положениях.


«Успение» (роспись 1125 г.). Фрагмент композиции

В росписи Антониевского собора нет ничего близкого византийскому канону. Манера исполнения и стиль антониевских росписей говорят о зарождении самобытной новгородской художественной школы.

О сложении местной школы живописи свидетельствуют росписи притворов Софийского собора (1144 г.) и башни Георгиевского собора (30-ые годы XII века).

Наряду с религиозными сюжетами большое место а росписи Антониевского собора, как и в других памятниках Новгорода XII века, уделено орнаменту. То цветочный орнамент, то переплетающиеся стебли заполняют откосы окон и другие части стен. Нижние части стен и столбы покрывались широкими мраморировками. Фон антониевских фресок синий, красно-коричневый. Лица очерчены резкими красно-коричневыми линиями. Поверх охряного тона положены красноватые и зеленоватые притенения.


Диакон (роспись 1125 г.)

Неожиданным открытием явились раскрытые в 1944 г. рисунки в палатной башне. Росписи относятся к XII веку и имеют светский характер. Известно, что бытовые сцены представлены в башне Софии Киевской. В Антониевском соборе изображения значительно мельче, некоторые из них носят миниатюрный характер. Рисунки исполнены одной красно-коричневой краской, без каких-либо теней, на кремоватой гладкой поверхности. Здесь, вероятно, представлены трудовые будни древних новгородцев и индивидуальные изображения. Подобной росписи жанрового характера в других памятниках Новгорода встречено не было. Эти уникальные изображения, к сожалению, еще не полностью раскрыты и мало изучены. Роспись башни ничего не имеет общего с росписью алтаря. Здесь явно работал другой художник и совершенно в иной манере. На верхней площадке представлен воин во весь рост с поднятой вверх правой рукой, в левой держит щит. На нем одета кольчуга. Несколько выше — сцена какого-то шествия. Она насчитывает несколько фигур небольшого размера. Одна из них лучшей сохранности представляет мужчину с редкой бородкой, с загнутым носом. Стоит ссутулившись, вытянув левую руку в вопросительном жесте. На нем короткая одежда и сапоги с узкими вверх загнутыми носками — характерная обувь для новгородцев XI-XII вв.

Совершенно иначе изображен молодой мужчина с красивой пышной прической, закрученной в спираль на ушах. Лицо светло-коричневого цвета с пробелами на лбу и под глазами. Волосы и одежда темно-коричневого цвета. Возможно это изображение принадлежит знатному новгородскому боярину, о чем говорит и надменное выражение его лица. Удивительным является рисунок женской головы, с волосами в виде лепестков. Это изображение напоминает детские рисунки. Ассиметрично расположены удлиненные глаза, нос в виде двух черточек.

Не ясна композиция, от которой сохранилась фигура человека в колпаке с натянутыми вожжами. В рисунках отразилось народное творчество и выдумка. Наивны и просты, однако интересны и неповторимы эти рисунки. Подобные сценки и отдельные фигурки можно встретить на ювелирных изделиях. Например, на браслетах из новгородских курганов, а также на киевских серебряных браслетах.

Роспись собора Антониева монастыря резко отличается от других новгородских памятников этого же времени (Софийский, Никольский, Георгиевский соборы).

Памятники новгородской монументальной живописи первой половины XII века выдаются своей разностильностью. В Новгороде одновременно существует несколько художественных течений: византийско-киевское, романское и местное новгородское. Наличие этих художественных направлений объясняется культурными и торговыми связями Новгорода с различными государствами. Здесь бытовали предметы иноземного происхождения: византийские ткани, итальянские колокола, французские эмали, немецкие врата и т.д.

Собор Рождества Богородицы в течение нескольких столетий служил усыпальницей. Помимо захоронения Антония в 1147 г., основателя монастыря, здесь были погребены братья Алфановы — новгородские бояре, перенесенные из Сокольницкого монастыря в 1775 г., опустошенного пожаром. В 1321 г. здесь был погребен Ананий — иконописец. В западной паперти находится много погребений XVII — XIX веков. Среди них могилы М.И. Татищева, умершего в 1609 г.. И.С. Салтыкова, погибшего в 1700 г. под Нарвой, основателя новгородской духовной семинарии Амвросия Юшкевича и др.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".