Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Фрески церкви Спаса Нередицы.

Знаменитая по своим фрескам и архитектуре церковь Спаса Преображения Нередицы находится близ великого Новгорода, в трех верстах от него, против Юрьева монастыря; расположена она на крутом берегу реки Волхова и видна издали.

В 1-й Новгородской летописи об основании Спасо-Нередицкой церкви под 1198 годом записано: «В то же лето заложи церковь камяну князь великий Ярослав, сын Володимир, внук Мьстиславль, во имя Святаго Спаса Преображения Новегороде на горе, а прозвище Нередице [читают также и «в Нередицах»]; и начата делати месяца июня в 8, на святаго Федора, а концяша месяца сентября». «В лето» же «6707» (т.е. 1199), читаем мы в той же летописи, «исписаша церковь святаго Спаса в Нередицах».

Из этого летописного известия видно, что здание храма было сооружено (конечно, вчерне) в течение летних месяцев 1198 года, а фрески были исполнены в следующем году.


Табл. I. Вид церкви Спаса Нередицы с западной стороны. Восточный фасад храма. Северный фасад. Вид с запада. Село Спасское и церковь Спаса Нередицы

Спасо-Нередицкая церковь была монастырскою со времени своего построения до XVII века, затем была приходскою церковью, а в настоящее время числится заштатною и приписною.

Отсутствие денежных средств в монастыре послужило к сохранению драгоценных фресок церкви; не было денег,— не было и возможности «исправлять» и «поновлять» стенопись.

Пожар в церкви, бывший в 1543 году, не повредил фресок, так как коснулся лишь верхней части храма до плеч.


Табл. II. Восточный фасад церкви Спаса Нередицы. Северный фасад. Вид с южной стороны. Тоже. Вид с юго-восточной стороны. До ремонта

Фрески Спасо-Нередицкой церкви представляют собою великолепный памятник живописи XII века, весьма осторожно поновленный в XIII веке, как это видно по признакам иконографическим и палеографическим. По фресковой росписи острыми штифтами, сделаны надписи; так, на южной стороне столба, между алтарем и диакоником читаем: «В лето 6787 [1279] месяца октября 7 преставися раб Божий Кюрил на память святаго Сергия, а девятый день жена его преставися Оксиния. Господи, помози рабу своему Кюрилу и Оксинии»; на юго-западном столбе храма: «В лето 6762 [1254] месяца генваря 29 преставися раб Божий Козма Иванович».


Табл. XVII. Св. пророк Моисей. Пророк Аарон. Пророк Давид. Пророк Иона. Пророк Захария. Пророк Илия

По поводу этих двух надписей проф. Н.В. Покровский замечает: «Как эта, так и другая надпись относятся уже ко 2-й половине XIII века; следовательно, они не ручаются за то, что в продолжении с лишком 50 лет, протекших от времени первоначального написания фресок, не было произведено здесь реставраций: фрески по тем или другим причинам могли потребовать исправления, и указанные надписи могли быть нацарапаны не на первоначальном грунте, но исправленном. Допустим даже, что этот грунт первоначальный, тем не менее все-таки этим не исключается возможность исправления фресок, состоявшего, напр., просто в освежении красок, исправлении испорченных мест, без поновления целого грунта; исправление этого рода могло иметь место даже спустя долгое время после 1279 г. (дата второй надписи). Наконец, не нужно опускать из внимания и того, что нацарапанные на внутренних стенах Нередицкой церкви многочисленные надписи не были доселе никем проверены критически ни со стороны внутреннего содержания, ни со стороны палеографической, что составляет одну из неотложных частных задач русской археологии, а потому мы и не можем усвоить им решающего значения в вопросе о целости первоначальных Нередицких фресок».

«В целом Нередицкие фрески представляют редкое явление в ряду других памятников фресковой живописи. По обилию иконографических сюжетов и типов, удовлетворительной сохранности и отсутствию новейших исправлении, они превосходят почти все известные доселе памятники фресковой росписи в Византии и России до XV в. Грунт весьма крепкий с примесью пеньки, сообщающей ему особенную вязкость. Стиль византийский, сюжеты и типы, за исключением кн. Ярослава, византийские; надписи вертикальные, отчасти греческие, напр. Ιω Προδρομος; краски довольно бледные; в средней части храма они более ярки и плотны, чем в алтаре; фигуры правильные, византийские величественные; выражение лиц серьезное, даже строгое; сильных анатомических погрешностей не заметно; но аскетическая тенденция обнаруживается повсюду: в морщинах между бровями, около носа и особенно на лбу; в алтаре фигуры крупнее и короче (6 голов), чем в средней части храма (8 голов); все святители в фелонях, с короткими волосами. Медальонные изображения в арках напоминают существующие изображения в мозаиках Киево-Софийского собора. Повреждения коснулись отчасти фресок алтаря, где повреждены изображения апостолов в Тайной Вечери; особенно же верхних частей — сводов, купола и стен. Это могло произойти прежде всего, во время пожара, бывшего здесь 12 мая 1543 года» (Очерки памятников христианской иконографии и искусства. Н. Покровского. 2-е издание. Спб. 1900 г. Стр. 291—292, 294—295).


Табл. III. Тимпан западного подпружного свода. Деталь фресок на западной стене выше хор. Рождество Христово. Орнамент на западной стороне западной подпружной арки. Деталь фрески с изображением Рождества Христова (На западной стене выше хор). Господь Вседержитель (из сцены Вознесения, в куполе). Здесь, как и на всех сводах храма, видны шляпки железных гвоздей, поддерживающих штукатурку

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".