Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Фрески церкви Спаса Нередицы.

В куполе Спасо-Нередицкой церкви представлен Спаситель, сидящий в разноцветном круге (небесные сферы) на радуге. Он десницею благословляет, в шуйце держит свиток за семью печатями. Круг поддерживается шестью ангелами, поднявшими свои руки кверху. Ниже апостолы, обратившие свои взоры к вознесшемуся Господу (надпись «взыде Бог»), некоторые в движении воздевают руки; надпись гласит: «Вси языцы восплещите руками» (Псалом 46, стих 2).— Среди апостолов Богоматерь, слева и справа Ее по ангелу. Несомненно, в этой композиции здесь представлена сцена Вознесения Господня.

Ниже изображений апостолов представлены пророки, в спокойных позах.


Табл. XVI. Деталь фресок западной подпружной арки (два снимка). Ев. Иоанн (в северо-восточном парусе свода). Ев. Лука (в северо-западном ярусе). Ев. Марк (в юго-западном парусе). Ев. Матвей (в юго-восточном парусе). Деталь фресок в северной подпружной арке

В парусах сводов помещены четыре Евангелиста. На поясе купольного барабана (на ребрах арок), промеж Евангелистов, на восточной и западной сторонах находятся два изображения Нерукотворенного образа, а также фигуры Иоакима и Анны. В зените алтарного свода изображен «Иисус Христос — ветхий деньми» (по сторонам изображения надпись:
IC | ХС
ВЕТЪ | ДНЪ
ХЫ | МЪ
П | И,
в медальоне, по грудь. Спаситель здесь в виде старца, с белыми, как лунь, волосами на голове, с седою бородою, но в одеждах, обычно присваиваемых Иисусу Христу. Голова Его украшена кресечатым нимбом (с буквами: «οων»). Господь десницею благословляет, в шуйце держит свиток. Художник в настоящем случае отнес ко Христу известное пророчество Даниила: «престоли поставишася и ветхий денми седе» (Дан. VI, 9; ср. XIII, 22).Подобное же редкое изображение, между прочим, ввело впоследствии дьяка Висковатого в смущение.


Табл. V. Св. праведная Анна, мать Богородицы. Фреска в замке северной подпружной арки. Нерукотворенный Образ Спасителя на плате. Фреска в замке восточной подпружной арки. Праведный Аким, отец Божией Матери. Фреска в замке южной подпружной арки. Нерукотворенный Образ Спасителя на черепице. Фреска в замке западной арки. Пророк Иоанн. Фреска в барабане купола. Пророк царь Соломон. Фреска в барабане купола

По сторонам медальона с изображением «Ветхаго деньми» находятся две фигуры архангелов — Михаила и Гавриила; оба архангела в руках держат жезлы (в правых) и шары, в которых начертан крест с надписями: «Ис. Хс. ника».


Табл. XIV. Таинство Евхаристии. Приобщение апостолов под видом хлеба. Фреска на север от верхнего алтарного окна. Иисус Христос «Ветхий Денми». Фреска в замке алтарного свода. Таинство Евхаристии. Приобщение апостолов под видом вина. Фреска на юг от верхнего алтарного окна. Фреска в середине софита арки, предшествующей алтарной конхе, с изображением «Престола уготованного» (Этимасия. Три рисунка, один с изображением херувима, крылья которого подписаны черною краскою в позднейшее время, серафима и престола). Архангел. Фреска на северной стороне от «Ветхого Днями» в замке алтарного свода

Ниже, ближе ко лбу алтарной абсиды изображен «престол уготованный», с орудиями страстей; по сторонам креста надпись: «Престол Господень. Иисус Христос»; справа (от зрителя) престола летящий «серафим», слева «херовим», около того и другого написано: «Стъ Стъ Стъ Гь».

Под этою фреской, во лбе алтарной абсиды,— фигура «Богоматери Великой Панагии» (надпись: «Мр. Θу»). На Божьей Матери поверх голубой туники накинута пурпуровая мантия, за поясом у Нее белый плат; на ногах осыпанная жемчугом — красная царская обувь.— Богоматерь представлена стоящей во весь рост, с воздетыми руками (ср. изображение «Нерушимой стены» в Киево-Софийском соборе). Стоит Она на подножии, украшенном перлами. На груди Ее, в медальоне, изображение Богомладенца — Еммануила, держащего в левой руке свиток, правою благословляющего. —Лик Богоматери старообразный.


Табл. X. Св. Улиана. Фреска в проходе у юго-западного пилона. Св. великомученица Варвара. Фреска в проходе юго-западного пилона. Фрески на восточной подпружной арке. Вид снизу на подпружные арки, паруса и купол. В софитах арок изображены сорок севастийских мучеников, в куполе — Вознесение. Фрески на восточной подпружной арке. Фрески в софите южной подпружной арки. То же

«По тягам арок расположены обычные медальоны с изображениями сорока мучеников; имена их и способ написания, по словам Н.П. Кондакова и гр. И.И. Толстого, как будто указывают на грека, тщетно старавшегося передать известные греческие имена по-славянски, или же на огреченного южного славянина — болгарина или серба: Леонт, Иоулиос, Кюрил, Николас и пр. По сторонам Богородицы слева и справа стоящие малые фигуры с трудом различаются: святой подводит женщину к Богоматери на одной стороне. Ниже обычная Евхаристия с двояким причащением и двумя изображениями Спасителя. По причине узкости абсиды, и неумению живописцев уменьшить бывшие в руках кальки или прориси, взятые из больших церквей, с большими фигурами, обычный ряд святителей пришлось поместить в двух поясах: Климента, Николая, Афанасия, Иоанна Златоуста, Григория, Василия, Иеваноса и пр. Под окном абсиды, в нише юный Иисус Христос и по сторонам его Иоанн Предтеча и агия Марфа — изображение как будто Деисуса с Иоанном и Mapией, по ошибке письма превратившейся в Марфу; но в Деисусе, вместо Спасителя обычного типа, представлен как будто юный учитель Иерусалимского храма, вспомянутый здесь ради горнего места, которое украшено этим изображением: пример пока единственный, но замечательный по глубине мысли. В том же алтаре, в нише, направо от входа, изображен пророк Илия (Ильяс), получающий от голубя хлебец в пищу — прекрасная фигура, строгого типа, с косматыми волосами, сидящая в пустыне, т.е. между скалистых гор. В другой нише большой образ по грудь представляет св. Петра Александрийского, держащего Евангелие и благословляющего сложением трех перстов. У него, как и у других святителей, волосы на голове выстрижены гуменцом; все святители облечены в крещатые омофоры поверх фелоней, все седые, в типе византийских мозаик, т.е. с глубокими морщинами, с резкими обликами. Из святителей Доментиана, Амфилохия, Власия, Ипатия, Иакова, Григория обращает на себя внимание Лазр, безбородый и с гуменцем; все надписаны О АГИОС» (*) Русския древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым. Выпуск VI. Стр. 134—136).


Табл. XV. Св. Петр Александрийский. Фреска в аркосолии на северной стене алтаря. Св. Ермолай. Фреска в проходе из алтаря в жертвенник. Св. Марфа. Фреска на юг от горнего места. Св. Иоанн Предтеча. Фреска на север от горнего места. Спаситель. Фреска на горнем месте. Фреска в проходе из жертвенника в алтарь. Св. архидиакон Лаврентий. Фреска (первая с севера) в нижнем ряде святителей в алтаре. Св. Анфим. Фреска над проходом из алтаря в жертвенник. Св. Доментиан и св. Амфилохий. Фрески в алтаре — в нижнем ряде святителей

Помещение в алтаре изображения св. Петра Александрийского имеет высокий смысл, что видно из следующего сказания его жития. Святитель во время богослужения никогда не садился «на престоле, сиесть на горнем седалищи», но «на подножии (егда б время) седяше»,— «и никогда же на степени престола своеге взыде; о чесом вси людие и клирицы негодующе, многащи его мольбами своими принуждаху, да сядет на престоле своем: но он не изволяше никакоже. Единою же по божественной литургии созвав весь клир свой, рече им: весте ли, чесо ради не седаю на престоле моем, ни восхожу на степени его? того ради, яко егда приближаюся к престолу, вижу на нем свет небесный и некую Божественную силу пребывающую; ужасом убо объят бываю и не дерзаю сести тамо, видя себе недостойна суща; но седаю на подножии и то со страхом; сие же вам сказах, да не стужаете ми более. Тоя убо ради вины по скончании его посадиша его людие на престоле (то есть на горнем месте — как сказано ранее) мертва и вопияху, глаголюще: моли о нас, святый угодниче Божий» и пр.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".