Архитектурные достопримечательности Смоленска
Памятники XVII—XX веков
В 1611 году после двухлетней осады Смоленск был взят польско-шляхетскими войсками и после этого почти полстолетия оставался в составе Польского государства. За это время в городе был возведен целый ряд монументальных сооружений, в том числе ратуша, торговые ряды, несколько костелов, иезуитский коллегиум. Ни одно из зданий не сохранилось. Единственный архитектурный памятник Смоленска, относящийся к данному времени,— земляные валы королевской крепости (теперь в парке культуры и отдыха). Это укрепление бастионного типа было сооружено в западной части Смоленска, там, где кирпичные стены Федора Коня больше всего пострадали во время осады и, следовательно, не могли уже достаточно надежно защищать город.
После 1654 года, когда Смоленск окончательно вошел в состав Московского государства, начался бурный рост города. На Блонье (теперь сад имени М.И. Глинки) возникли усадьбы бояр, стрелецких и пушкарских голов, сотников. Приводились в порядок обветшавшие постройки Государева двора, построенного еще в XVI веке. Здания и сады его занимали пространство между Вознесенской улицей (ныне ул. Пржевальского) и Блоньем.
Все гражданские постройки были по-прежнему деревянными и поэтому, к сожалению, не сохранились. Проводилось и каменно-кирпичное строительство, в особенности по ремонту и восстановлению крепостных стен, для чего из Москвы в Смоленск регулярно присылали опытных мастеров.
В этот же период было начато строительство нескольких культовых комплексов: Успенского собора, собора Троицкого монастыря и церкви Вознесенского монастыря.
Очень интересный архитектурный ансамбль сложился в древнем детинце — на Соборной горе. Главная часть ансамбля — Успенский собор. Смоленск трудно представить как без его величественных крепостных стен, так и без грандиозного здания Успенского собора, доминирующего над центральной частью города. Это сооружение, начатое в 1677 году и законченное в 1772-м, связало два века; несколько поколений смоленских строителей вложили свой труд в его создание.
Успенский собор
Успенский собор возведен в память о героической обороне Смоленска в 1609—1611 годах на месте одноименного собора XII века. Древний собор, полуразрушенный взрывом пороховых погребов, был разобран к лету 1675 года. Тогда же начали готовить материалы для нового собора, закладка которого состоялась 2 августа 1677 года под наблюдением зодчего Алексея Королькова.
В 1679 году, когда стены были уже почти закончены, алтарная часть неожиданно откололась до самого фундамента. По этой причине и в связи с нехваткой материалов строительство приостановили. Возобновить работу пытались несколько раз, но лишь в 1732—1740 годах собор был достроен архитектором А.И. Шеделем. Однако вскоре обнаружилась необходимость переложить своды и главы. Судя по рапорту генерал-губернатора, проект перестройки был составлен в 1765 году, поскольку «опасность и разрушение той соборной церкви совершенно настала».
До недавнего времени оставались неизвестными имена мастеров, производивших перестройку. Потом удалось установить, что до октября 1767 года работы вел «вольный мурмейстер» Андрей Киннель, допустивший, однако, технические ошибки, вследствие чего снова обрушилась центральная глава. На смену ему был приглашен талантливый ученик архитектора Д.В. Ухтомского Петр Иванович Обухов.
Производившиеся с 1767 по 1772 год работы коснулись прежде всего глав собора: первоначальное семиглавие заменили пятиглавием, причем центральную каменную главу поменяли на деревянную. Петр Обухов был последним мастером, внесшим свою лепту в строительство многострадального здания; после 1772 года облик собора не претерпел существенных изменений.
Огромный куб собора с тремя высокими апсидами увенчан пятиглавием, сдвинутым к восточной части здания. Обработка стен проста и хорошо отвечает могучему объему сооружения. Фасады делятся лопатками в соответствии с внутренним членением здания столбами. Завершаются стены довольно грузным и сложным двойным карнизом, а в середине западной стены имеется невысокий барочный фронтон.
Окна расположены в два яруса. Окна нижнего яруса — прямоугольные с арочным завершением — обрамлены сложными наличниками. Барабаны глав прорезаны окнами, но у центрального барабана окна ложные. Барабаны имеют шлемовидные покрытия, над которыми возвышаются изящные декоративные барабанчики с луковичными главками.
Внутреннее пространство собора очень обширно. Четыре мощных столба несут своды и делят помещение на три нефа. С трех сторон устроен балкон — хоры, лестница на которые ведет из западной части здания. Стены украшены плоскими пилястрами, а над порталами помещен несложный лепной орнамент.
Большую художественную ценность представляют деревянный резной иконостас, кафедра и архиерейское место — выдающиеся произведения искусства XVIII века.
Замысел и исполнение иконостаса принадлежат Силе Михайловичу Трусицкому, которому помогали Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий и «золотой мастер» Сила Яковлев. Работали они десять лет — с 1730 по 1740 год. Иконостас отличается торжественностью и динамичностью; его основу составляют колонны, перебитые поярусными карнизами, а между ними — резные филенки, обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной по технике резьбой. В иконостасе множество деревянной скульптуры — фигуры ангелов и детские головки. Резные иконостасы у столбов выполнены в 1743—1746 годах А. Мастицким и Ф. Олицким, а иконостасы у стен сделаны в 1763—1772 годах.
В оформлении архиерейского места повторяются мотивы резьбы главного иконостаса, а кафедра украшена скульптурными группами летящих ангелов, одна из которых поддерживает кафедру снизу, а вторая увенчивает ее.
Полагают, что автором живописи иконостаса также был С. Трусицкий с помощниками. Она не сохранилась в первоначальном виде и неоднократно обновлялась. Только икона «Великий архиерей», близкая к произведениям знаменитого С. Ушакова, сохранила свой облик. В послевоенные годы более 20 икон из собора были перенесены в музеи.
К выдающимся произведениям прикладного искусства относится плащаница, шитье которой исполнено в 1561 году мастерицами княгини Ефросинии Старицкой.
Роспись стен и сводов также неоднократно обновлялась; художественная ценность ее невысока.
В 1958—1961 годах в соборе производились реставрационные работы. В частности, восстановлена покраска фасадов в два цвета. После реставрации один из замечательных памятников архитектуры предстал в первоначальном виде, отразившем изменения в архитектурных стилях, которые произошли за долгий период его строительства. В те же годы была произведена и реставрация интерьера собора, в том числе его иконостаса.
Между 1763 и 1772 годом у северо-западного угла собора была построена колокольня. В умелой компоновке этого интересного сооружения видна рука хорошего архитектора, вероятно, того же П.И. Обухова.
Колокольня Успенского собора
Колокольня состоит из двух четвериков, увенчанных главкой на небольшом барабане. Нижний ярус оформлен 24 колоннами тосканского ордера, а верхний несет 16 колонн коринфского ордера. Ярусы заканчиваются карнизом. Очень вероятно, что нижний ярус включил в себя остатки колокольни середины XVII века; об этом свидетельствуют характерные киоты и поливные керамические плитки. К восточной стене колокольни примыкает пристройка для часов, выполненных в 1795 году мастером В. Соколовым.
В 1958—1961 годах Смоленской специальной научно-реставрационной мастерской были восстановлены пришедшие в ветхость капители колонн. Несмотря на сравнительно скромные размеры, колокольня не теряется рядом с огромным собором и является выразительным компонентом ансамбля Соборной горы.
В 1703 году, когда здание собора стояло еще незаконченным, на Соборной горе, на ее восточном склоне, была построена небольшая церковь Иоанна Предтечи с палатами. С северной стороны к ней примыкает удлиненный двухэтажный корпус митрополичьих палат, который пострадал в 20-х годах XVIII века во время большого пожара, уничтожившего все деревянные постройки архиерейского двора.
Во второй половине XVIII века к церкви была пристроена трапезная, а в палатах, после постройки нового дома для архиереев, разместились ризница и библиотека. В первые послевоенные годы здание было отремонтировано; в нем размещаются отдел и фонды краеведческого музея.
Сооружение представляет интерес как один из наиболее ранних памятников смоленской архитектуры XVIII века. В интерьерах сохранились остатки первоначального убранства, в том числе единственная в Смоленске изразцовая печь XVIII века. Рисунки на ее белых с синим и белых с зеленым изразцах составлены на бытовые и фантастические сюжеты.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".