Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Архитектурные достопримечательности Смоленска

Памятники XVII—XX веков

На восточной стороне Соборной горы вплотную к бывшим митрополичьим палатам примыкает двухэтажное здание консистории, построенное в конце XVIII века. А на западном склоне стоит еще один дошедший до наших дней памятник гражданского зодчества XVIII века — бывший дом архиереев. Точное время его сооружения неизвестно, но в 80-х годах он уже существовал. Очень возможно, что автором его был также П.И. Обухов.

Здание сильно искажено перестройками, но даже в настоящем виде выделяется среди других гражданских построек Соборной горы. Его удлиненный двухэтажный объем очень удачно поставлен над склоном. Фасады расчленены пилястрами, окна первого яруса — прямоугольные, а второго — полуциркульные с треугольными фронтончиками.

С севера к бывшему архиерейскому дому примыкает галерея, которая связывает дом с теплым Богоявленским собором. Этот собор, входящий в ансамбль Соборной горы, интересен необычностью расположения: восточная часть его покоится на холме, а западная — на широкой арке, ведущей внутрь бывшего архиерейского двора.

Собор представляет собой в плане прямоугольник, вытянутый по оси восток — запад. Над кровлей возвышается восьмигранный барабан, сдвинутый к алтарной части. Фасады членятся пилястрами, между которыми в два яруса размещены окна.

Богоявленский собор построен в 1781—1787 годах. Автором его, по всей вероятности, является М.Н. Слепнев, работавший в Смоленске губернским архитектором с 80-х годов XVIII века. В 1812 году здание было разорено и восстановлено с отступлением от первоначального облика, а в 1941—1943 годах варварски разрушено немецко-фашистскими захватчиками и восстановлено в. 1946 году.

Несмотря на значительные искажения первоначальных форм, памятник представляет большой интерес и является одной из выразительнейших составных частей архитектурного ансамбля Соборной горы.

С западной и северной сторон Богоявленский собор обнесен неширокой открытой галереей, изящная чугунная решетка вокруг которой поставлена в середине прошлого века. Галерея подводит к верхней площадке Соборной лестницы, проложенной по западному склону Соборной горы и соединяющей Большую Советскую улицу с центральным входом на гору.


Лестница Соборной горы

Нижние марши лестницы белокаменные, верхние — гранитные, по сторонам кирпичный парапет с небольшими столбиками. В верхней части лестница раздваивается, обтекая полукруглую часовню.

С площадки открывается великолепный вид на приднепровскую часть Смоленска.

Лестница, по-видимому, сделана в 60-х годах XVIII века, но В 80-х годах ее перестраивал М.Н. Слепнев.

В 1956—1957 годах ограда собора, лестница и подпорная стена Соборной горы были реставрированы.

Архитектурный ансамбль Троицкого монастыря, так же как и Успенский собор, начал создаваться в третьей четверти XVII века. Назван монастырь в честь древнего Троицкого монастыря на Клевке, разрушенного во время русско-польских войн первой половины XVII века.

Каменная соборная Троицкая церковь построена между 1672 и 1675 годом. Обычно считают, что ее автором был Иван Калинин. Такое мнение ошибочно. В 1672 году, когда митрополит «испросил» у царя позволения возвести эту церковь, в Смоленск для ремонта крепостных стен поочередно приезжали «подмастерья каменных дел» Емельянов, Шарыпин, Корольков, а позднее и другие мастера. Кто из них принимал участие в сооружении Троицкого собора, пока не установлено.

Несмотря на неоднократные повреждения, полученные в годы бедствий, пережитых городом, Троицкий собор в основном, видимо, сохранил древний облик. Это бесстолпный одноапсидный храм с небольшой трапезной — пристройкой с западной стороны. Трапезная и алтарная апсида несколько понижены по отношению к основному объему. Стройный четверик увенчан одним граненым барабаном, несущим небольшую главку.

Особую нарядность зданию придавали парадные крыльца. Сейчас они переделаны, что, наряду с пристройками, существенно снижает выразительность памятника.

Декор здания чрезвычайно сдержанный. Только пышный барочный фронтон над западной папертью да нарядные наличники окон этой паперти смягчают некоторую сухость убранства. Несложный, со слабым выносом карниз переходит в декоративные полукружия, расположенные в середине каждого фасада четверика и на западном фасаде трапезной.

Многие элементы композиции и декоративного убранства собора более характерны для московского зодчества первой трети XVIII века, чем для 70-х годов XVII века. Очень возможно, что такие черты памятник приобрел во время капитального «возобновления» монастырских построек, осуществленного в 1727 году. В дальнейшем многие элементы убранства Троицкого собора станут характерными для смоленских церквей, возведенных во второй трети XVIII века.

В нескольких десятках метров к югу от Троицкого собора стоит скромное здание Аннозачатьевской церкви. Время ее постройки неизвестно; наиболее вероятно, что она относится к середине XVIII века. Церковь представляет собой небольшой двусветный объем, к которому с востока примыкает пятигранная апсида, а с запада — удлиненная постройка, где располагались кельи, а позже больничные палаты. Формы здания во многом искажены, изменена форма покрытия, часть декоративного убранства утрачена.

Троицкий собор и Аннозачатьевская церковь объединены кирпичной стеной, которая отделяет постройки бывшего монастыря от улицы (ныне Большая Советская), проложенной в начале XVIII века по указанию Петра I.

Новая улица отделила от монастырских построек колокольню, которая теперь находится на противоположной стороне и как бы оформляет подъем в верхнюю часть города. Это двухъярусная колокольня обычного для московской архитектуры типа «восьмерик на четверике», но увенчана она не шатром, а главкой на восьмигранном двухъярусном барабане.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".