Московский кафедральный Чудов монастырь
IV. Построение ныне существующих храмов: Святителя Алексия и Благовещения Пресвятой Богородицы и прочих при них зданий. Недопущение женского пола в Алексиевскую церковь
Церковь, устроенная Геннадием, просуществовала около двухсот лет. В 1680 году, тщанием настоятеля этой обители, архимандрита Адриана (впоследствии митрополита Казанского, а потом патриарха Bceроссийского), заложены вместо этой церкви, пришедшей в ветхость, две новые церкви на другом месте, обе рядом, под одною кровлею: одна во имя Святителя Алексия, а другая во имя Благовещения Пресвятой Богородицы — вместо придела, бывшего при церкви Чуда Архистратига Михаила. Это новое здание, существующее и доселе, вынесено почти все за монастырь, и только одной северной стороной входит внутрь его. К обеим церквам устроены болыше притворы, или трапезы, для помещения народа, и входы сделаны снаружи, с площади, особый для мужчин — в Алексиевский храм, и особый для женщин — в Благовещенский, ради благочинного предстояния, чтобы приходящие на поклонение честным мощам Святителя Алексия, помещенным под аркой, соединяющей обе церкви, мужчины и женщины благоговейно предстояли, каждый пол отдельно. Прежде в этой обители было многочисленное братство, и она поэтому называлась лаврою: братство наполняло собою всю Алексиевскую церковь, и потому женщин туда не допускали. Воспрещение входа женскому полу в Алексиевскую церковь, установившееся исстари, подтверждено патриархом Иоакимом и царем Федором Алексеевичем, и доселе строго сохраняется, как заветное предание, освященное временем; даже Святое Причащение для женщин и приносимых ими детей, выносится чрез алтарь в Благовещенскую церковь, хотя бы литургия совершалась и в Алексиевской, так как алтари соединены между собою аркою, также как и церкви и их притворы.
Далее в том же здании для братии была устроена особая церковь во имя святого Апостола Андрея Первозванного, чтобы им можно было отдельно от приходящих слушать церковные службы, особенно зимой. С западной стороны этой церкви была братская трапеза, и входы для братии как в церкви, так и в трапезу были сделаны изнутри монастыря, чтобы монашествующие отнюдь не сталкивались с мирянами, а внимали бы единому Богу и пеклись только о своем спасении.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".