Московский кафедральный Чудов монастырь

IV. Прежний устав монастыря. Другие прежде бывшие церкви

Такое устройство давало возможность иметь монастырские врата всегда затворенными, согласно преданию святых Отцов и по чину монастырскому, чтобы не было безвременного входа в монастырь мирским, и сами монашествующие, пребывая в безмолвии, не выходили бы безвременно за монастырские врата. Устав Чудова монастыря в прежнее время был таков, что три дня в неделю — в понедельник, среду и пятницу, монашествующие отнюдь не выпускались за монастырь, а в остальные дни дозволялось для необходимой потребности выходить, и то не самовольно, а со спроса настоятеля, или кого-либо из начальствующих в монастыре. Но впоследствии этот прекрасный порядок был оставлен в небрежении, ибо настоятель тот, как сказано, вскоре был переведен в Казань митрополитом, а бывшие по нем другие настоятели, поступавшие из разных мест, не зная намерения, прежнего строителя и древнего благочиния обители, переменили весь порядок по своему, и пошло все по иному, о чем лучше пройти молчанием, как говорит более древний повествователь об этом.

Нынешний наружный вход в храм Святителя Алексия с высоким крыльцом в готическом вкусе, устроен в 1780 году, по проекту архитектора Казакова, а другой вход рядом с ним, который вел в Благовещенскую церковь, в недавнее время закрыт, и в эту церковь входят теперь чрез притвор Алексеевской церкви. При входе снаружи, с левой стороны имеется на стене следующая надпись:

«Лета 7188 (1680) месяца августа начаты были созидатися святые храмы во славу Всетворца Бога, первый храм в честь Приснопетыя Богоматери Девы Марии, славнаго ее Благовещения, вторый святаго Первозваннаго Апостола Андрея, третий святаго чудотворца Алексия митрополита Всероссйского, идеже и мощи его; вси убо с трапезами и под ними с монастырскими службами, повелением блаженные памяти Благочестивейшаго Великаго Государя и Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, по его Государскому чертежу и указной мере, каков чертеж от него Государя прислан в Чудов монастырь, благословением же Великаго Господина Святейшаго Кир Иоакима, Патриарха Московскаго и всея России и северных стран; совершены же при благочестивых великих Государех, Царех и Великих Князех Иоанне Алексеевиче, Петре Алексеевиче и Великой Государыне Благоверной Царице и Великой Княжне Софии Алексеевне, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцех, в четвертое лето их царского скиптродержавства, их Государским на cиe cтpoeниe жалованьем и монастырскою казною и ктиторов святыя обители сея подаянием, 7194 (1686) лета; тщанием же усердным сицеваго строения пречестнаго господина Адриана архимандрита святыя обители сея, да келаря монаха Варлама и труждающияся братии.»

Когда церкви были окончены, в них перенесены были многоцелебные мощи Святителя Алексия, и поставлены в средине под аркою в стене, разделяющей обе церкви, как сказано выше, где находятся и доселе. Святейший Патриарх Иоаким сам освящал церковь Святителя Алексия и служил в ней первую Божественную литургию в присутствии царей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые сами, вместе с ближайшими сановниками, внесли сюда на себе мощи Святителя Алексия. Это было 20 мая 1686 года. С тех пор установлено праздновать в этот день обретение мощей Святителя. 28 Ноября того же года тот же Патриарх Иоаким освящал и Благовещенскую церковь.

Что же касается до церкви святого Апостола Андрея Первозванного, то она впоследствии была сделана больничною и переименована в Крестовоздвиженскую, а в 1814 году, при возобновлении обители после Наполеоновского нашествия, вовсе была упразднена; но затем, в последнее время, при митрополите Макарии, устроена вновь. Этот иерарх, отделывая для себя в Чудовом монастыре большие митрополичьи покои, устроил при них и домовую церковь во имя Апостола Андрея Первозванного, которая существует и теперь. Но в этой церкви службы почти никогда не бывает, кроме как в день престольного праздника — 30 ноября, или в случае каких либо особенных заказных служений.

Были в Чудовом монастыре и другие церкви, в разное время упраздненные: 1. Преподобномученицы Евдокии, на задних святых вратах, построенная царем Иоанном Васильевичем в 1556 году в память рождения царевны Евдокии; 2. Святых мучеников Платона и Романа, крестовая, сооружена митрополитом Платоном, и впоследствии переименованная в честь Всех Святых; 3. Святых Апостолов Петра и Павла в бывшем архиерейском доме, что ныне дворец; 4. Святых бессребреников Косьмы и Дамиана.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".