Московский кафедральный Чудов монастырь

VII. Монастырские здания. Братство. Иерархическое значение монастыря. Уважение к нему. Крещение в нем Особ Царственного Дома

Здания Чудова монастыря служат вместе и оградою его; отдельной ограды не существует, кроме того места, где монастырь этот граничит с Вознесенским монастырем и с малым Николаевским Дворцом: здесь имеется каменная ограда.

Примыкающие к Андреевской церкви митрополичьи покои, устроены, как сказано выше, или правильнее, отделаны при митрополите Макарии в 1880—1881 годах, а прежние митрополичьи покои, которые находятся рядом с келиями наместника Чудова монастыря, и в которых нередко подолгу живал приснопамятный митрополит Филарет, были обращены в братские келии. Но в последнее время, по распоряжению благоговейного чтителя памяти сего архипастыря, нынешнего митрополита Сергия, келии эти восстановлены в прежнем виде, и служат для его приезда, а в больших покоях, устроенных митрополитом Макарием, помещаются иногда приезжающие в Москву преосвященные других епархий.

После 1812 года в Чудовом монастыре долго помещалась Духовная Консистория, затем тут же помещены были Епархиальное Попечительство и Духовный

Цензурный Комитет. Все эти учреждения постепенно, одно за другим, получили другие помещения, что послужило к увеличению числа братских келий. Келий в монастыре, по количеству братии, в настоящее время достаточно; но самое здание, в котором они помещаются, очень плохо и, несмотря на частые ремонты, постоянно садится, причем образуются в стенах и в сводах небезопасные трещины. Причина этому та, что фундамент, углубленный на 6 аршин, поставлен не на грунте, а на насыпи; до грунта здесь от поверхности земли около 15 аршин.

Братство монастыря в настоящее время простирается до 50-ти человек; в том числе: наместник в сане архимандрита 1, казначей (ныне тоже архимандрит) 1, иеромонахов 10, иеродиаконов 4, остальные послушники.

Чудов монастырь, как ставропигиальный, издревле назывался митрополичьим и состоял всегда в ведении митрополитов, а затем патриархов всероссийских. В XVI и XVII веках он был известен под названием Великой Лавры. В 1744 году, по указу Императрицы Елизаветы Петровны, в нем учреждена кафедра Московского apxиepeя, и с тех пор и доныне он называется кафедральным. Братство его, по обычаю штатных монастырей, пользуется разделом братского кружечного дохода, который впрочем здесь сравнительно невелик.

С 1775 года к Чудову монастырю приписан подмосковный Николо-Перервинский общежительный монастырь.

Все русские цари, начиная с Димитрия Иоанновича Донского, глубоко чтили эту святую обитель, часто посещали ее для молитвы и поклонения святым мощам Угодника Божия и нередко снабжали от своих царских щедрот,— и потому Чудов монастырь в прежнее время был очень богат. Известно, что до учреждения штатов в 1764 году, этому монастырю, помимо других угодий, принадлежало около 18 600 душ крестьян по разным губерниям, да несколько пoдвopий в Москве. Кроме того Кремль, как средоточие тогда русской жизни, привлекал сюда множество богомольцев, а с ними и обильные материальные средства. С опустением же Кремля со времени перенесения столицы в Петербург и с последовавшим вскоре за тем отобранием от монастырей крестьян, этот монастырь сделался одним из беднейших в Москве, хотя по значению своему он и теперь стоит еще очень высоко. И доселе русские Цари, посещая первопрестольную свою столицу, после молитвенного поклонения святыням Успенского Собора, всегда идут в Чудов монастырь, к Святителю Алексию, и здесь прямым сообщением из Алексиевской церкви проходят в малый дворец, дверь в который находится за правым клиросом. Дворец сей до 1817 года принадлежал к Чудову монастырю и служил местопребыванием его настоятелей — Московских митрополитов; в нем жил и митрополит Платон. В 1818 году, в приезд царской фамилии в Москву, в этом доме останавливался великий князь, впоследствии Государь Император, Николай Павлович с молодой своей супругой, бывшей беременною; здесь она разрешилась рождением сына, Александра II-го, вследствие чего дом причислен к Дворцовому ведомству. Святое крещение высоконоворожденного совершено было в Чудовом монастыре, в Алексиевской церкви, при чем он прямо из купели возложен был бабкою своею, Императрицею Mapиeю Феодоровною, на раку Святителя.

Здесь, в этой обители, и прежде нередко приводимы были ко святому крещению высоконоворожденные. Так в Архангельской церкви просвещены были святым крещением в присутствии царя Иоанна Васильевича — Василий, сын князя Юрия Васильевича, царевич Иоанн в 1554 году, Феодор в 1557 году и царевна Евдокия. Восприемником их был митрополит Макарий. В 1629 году Патриарх Филарет Никитич крестил здесь внука своего, будущего царя, Алексея Михайловича, а Патриарх Питирим в 1672 году — будущего Преобразователя России, Петра. Ранее в 1533 году, в Архангельской церкви совершено крещение Казанского царя Утемиш-Гирея.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".