Екатерининский парк города Пушкина
Отличительной особенностью Екатерининского парка являются памятники военной славы. Построенные из лучших сортов карельских мраморов и расположенные в наиболее живописных местах, они представляют собою неотъемлемое архитектурное дополнение пейзажного парка. Блистательные военные победы России над Турцией во второй половине XVIII века вызвали к жизни сооружения, которые на века сохранят память об этих событиях.
В 1771—1775 годах один за другим появляются Кагульский обелиск, Морейская колонна, Чесменская колонна. Обычай ставить в парке памятники в честь военных побед, возникший в XVIII веке, существовал и в дальнейшем. В 1818 году по проекту архитектора В.П. Стасова (1769—1848) были сооружены грандиозные чугунные ворота при входе в парк со стороны Павловского шоссе. Надпись на них — «Любезным моим сослуживцам» — сочинил Александр I, решивший таким путем приобщить себя к славе героев 1812 года, в память которых поставлены ворота.
Ворота «Любезным моим сослуживцам»
Позднее, в 50-х годах XIX века, на полуострове Большого пруда появился еще один памятник-павильон Турецкая баня, построенный по проекту архитектора И.А. Монигетти (1819—1878) в честь победоносного завершения русско-турецкой войны 1828—1829 годов.
Свое художественное завершение Екатерининский парк получил, в основном, к концу XVIII столетия. Последующие изменения и дополнения касались главным образом Екатерининского дворца. В самом парке появились лишь некоторые новые элементы. В первой четверти XIX века строительными работами во дворце и парке руководили выдающийся русский архитектор В.П. Стасов и П.В. Неелов. В этот период был переделан район парка на месте бывшей Катальной горы, сооружены чугунные ворота в память войны 1812 года, созданы фонтан Молочница и Гранитная терраса.
Царское Село создавалось в период жестокой эксплуатации крепостного крестьянства. Сотни крестьян, насильно переведенных на новые необжитые места, строили огромные парки и великолепные дворцы. Они копали пруды, насыпали искусственные горы, заготовляли камень, сажали деревья. Все эти работы выполняли крестьяне в порядке крепостной повинности — барщины, солдаты и вольнонаемные бедняки, не имеющие своего хозяйства.
Сравнительно обеспеченные во время работы, эти люди оказывались на положении нищих после завершения строительства. О таком бедственном положении бывших «работных людей» мы узнаем из документов, сохранившихся до нашего времени. Архитектор В.И. Неелов в 1777 году доносил в своем рапорте: «Из находящихся в Селе Царском казенных работных людей по бытности в начале строений Села Царского, многие от трудных и неусыпных работ сделались весьма дряхлы и по старости лет более впредь к работам неспособны, которые пропитания никакого не имеют, как только кормятся около Села Царского мирским подаянием».
Людям, создавшим своим трудом великолепные произведения искусства, запрещалось бывать в парках. «Ее величество указать соизволило, — гласит один из указов 1755 года, — кто будет в серых кафтанах и женщины в простом и русском платье и в ливрейных служительских ничьих не пропускать».
В то же время для увеселения небольшой кучки придворной знати в парке устраивались грандиозные празднества, стоившие огромных государственных средств.
Только Великая Октябрьская социалистическая революция сделала все завоевания культуры общенародным достоянием. Декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году памятники бывшего Царского Села (переименованного тогда в Детское Село) были взяты под государственную охрану. Их подлинный творец — народ — стал и их настоящим хозяином.
Реставрационные работы, которые начались в Детском Селе в послереволюционные годы, особенно широко развернулись перед самым началом Великой Отечественной войны. Была частично восстановлена нарушенная планировка Екатерининского парка, проведена осушка заболоченных мест, восстановлен и открыт для обозрения ряд павильонов, начались работы по воспроизведению исторического облика дворца.
Варварское вторжение фашистов на нашу землю приостановило эту созидательную работу. За время более чем двухлетнего «хозяйничания» в городе Пушкине фашистские войска нанесли страшный урон памятникам культуры. Вся территория парка была заминирована и изрыта траншеями, завалена вырубленными деревьями. Екатерининский дворец был сожжен, большинство парковых павильонов разрушено и разграблено. Замечательные памятники архитектуры, в том числе Эрмитаж и Агатовые комнаты, были превращены в казармы и конюшни. При отступлении фашисты пытались взорвать Камеронову галерею, положив и коридоре первого этажа одиннадцать бомб замедленного действия. Однако советские саперы успели предотвратить взрыв и спасти замечательный памятник культуры.
В январе 1944 года город Пушкин был освобожден советскими войсками.
Как только кончилась война, в городе Пушкине начались восстановительные работы. Любовно и бережно возрождали советские люди ценности русской культуры, составляющие национальную гордость народа.
Жители Пушкина, комсомольцы Ленинграда, трудящиеся заводов и фабрик, работники дворцов-музеев и парков в короткий срок привели в порядок территорию Екатерининского и Александровского парков. Уже несколько лет ведутся большие работы по восстановлению архитектурных сооружений. Возрождается особенно тяжело пострадавший Екатерининский дворец.
Реставрация замечательных памятников искусства — очень кропотливая и сложная работа. На основании тщательного изучения сохранившихся до нашего времени документов и изображений прежде всего определяется первоначальный облик восстанавливаемого павильона или участка парка, а затем уже составляется проект его реставрации в историческом виде. Реставрация многих памятников уже завершена. Мраморный мост, Верхняя ванна, Гранитная терраса, фасады Адмиралтейства, Турецкой бани и других сооружений, сильно разрушенные во время войны, обрели свой первоначальный вид. Это результат заботы Советского государства о культурном достоянии народа. Восстановительные работы ведут многие организации Ленинграда: институт «Ленпроект», специальные научно-реставрационные мастерские, строительные тресты и производственно-технические мастерские парков.
Замечательные архитектурные памятники города Пушкина — предмет национальной гордости советских людей, свидетельство высоких достижений русской культуры.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".