Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Екатерининский парк города Пушкина

Отличительной особенностью Екатерининского парка являются памятники военной славы. Построенные из лучших сортов карельских мраморов и расположенные в наиболее живописных местах, они представляют собою неотъемлемое архитектурное дополнение пейзажного парка. Блистательные военные победы России над Турцией во второй половине XVIII века вызвали к жизни сооружения, которые на века сохранят память об этих событиях.

В 1771—1775 годах один за другим появляются Кагульский обелиск, Морейская колонна, Чесменская колонна. Обычай ставить в парке памятники в честь военных побед, возникший в XVIII веке, существовал и в дальнейшем. В 1818 году по проекту архитектора В.П. Стасова (1769—1848) были сооружены грандиозные чугунные ворота при входе в парк со стороны Павловского шоссе. Надпись на них — «Любезным моим сослуживцам» — сочинил Александр I, решивший таким путем приобщить себя к славе героев 1812 года, в память которых поставлены ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

Позднее, в 50-х годах XIX века, на полуострове Большого пруда появился еще один памятник-павильон Турецкая баня, построенный по проекту архитектора И.А. Монигетти (1819—1878) в честь победоносного завершения русско-турецкой войны 1828—1829 годов.

Свое художественное завершение Екатерининский парк получил, в основном, к концу XVIII столетия. Последующие изменения и дополнения касались главным образом Екатерининского дворца. В самом парке появились лишь некоторые новые элементы. В первой четверти XIX века строительными работами во дворце и парке руководили выдающийся русский архитектор В.П. Стасов и П.В. Неелов. В этот период был переделан район парка на месте бывшей Катальной горы, сооружены чугунные ворота в память войны 1812 года, созданы фонтан Молочница и Гранитная терраса.

Царское Село создавалось в период жестокой эксплуатации крепостного крестьянства. Сотни крестьян, насильно переведенных на новые необжитые места, строили огромные парки и великолепные дворцы. Они копали пруды, насыпали искусственные горы, заготовляли камень, сажали деревья. Все эти работы выполняли крестьяне в порядке крепостной повинности — барщины, солдаты и вольнонаемные бедняки, не имеющие своего хозяйства.

Сравнительно обеспеченные во время работы, эти люди оказывались на положении нищих после завершения строительства. О таком бедственном положении бывших «работных людей» мы узнаем из документов, сохранившихся до нашего времени. Архитектор В.И. Неелов в 1777 году доносил в своем рапорте: «Из находящихся в Селе Царском казенных работных людей по бытности в начале строений Села Царского, многие от трудных и неусыпных работ сделались весьма дряхлы и по старости лет более впредь к работам неспособны, которые пропитания никакого не имеют, как только кормятся около Села Царского мирским подаянием».

Людям, создавшим своим трудом великолепные произведения искусства, запрещалось бывать в парках. «Ее величество указать соизволило, — гласит один из указов 1755 года, — кто будет в серых кафтанах и женщины в простом и русском платье и в ливрейных служительских ничьих не пропускать».

В то же время для увеселения небольшой кучки придворной знати в парке устраивались грандиозные празднества, стоившие огромных государственных средств.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция сделала все завоевания культуры общенародным достоянием. Декретом Совета Народных Комиссаров в 1918 году памятники бывшего Царского Села (переименованного тогда в Детское Село) были взяты под государственную охрану. Их подлинный творец — народ — стал и их настоящим хозяином.

Реставрационные работы, которые начались в Детском Селе в послереволюционные годы, особенно широко развернулись перед самым началом Великой Отечественной войны. Была частично восстановлена нарушенная планировка Екатерининского парка, проведена осушка заболоченных мест, восстановлен и открыт для обозрения ряд павильонов, начались работы по воспроизведению исторического облика дворца.

Варварское вторжение фашистов на нашу землю приостановило эту созидательную работу. За время более чем двухлетнего «хозяйничания» в городе Пушкине фашистские войска нанесли страшный урон памятникам культуры. Вся территория парка была заминирована и изрыта траншеями, завалена вырубленными деревьями. Екатерининский дворец был сожжен, большинство парковых павильонов разрушено и разграблено. Замечательные памятники архитектуры, в том числе Эрмитаж и Агатовые комнаты, были превращены в казармы и конюшни. При отступлении фашисты пытались взорвать Камеронову галерею, положив и коридоре первого этажа одиннадцать бомб замедленного действия. Однако советские саперы успели предотвратить взрыв и спасти замечательный памятник культуры.

В январе 1944 года город Пушкин был освобожден советскими войсками.

Как только кончилась война, в городе Пушкине начались восстановительные работы. Любовно и бережно возрождали советские люди ценности русской культуры, составляющие национальную гордость народа.

Жители Пушкина, комсомольцы Ленинграда, трудящиеся заводов и фабрик, работники дворцов-музеев и парков в короткий срок привели в порядок территорию Екатерининского и Александровского парков. Уже несколько лет ведутся большие работы по восстановлению архитектурных сооружений. Возрождается особенно тяжело пострадавший Екатерининский дворец.

Реставрация замечательных памятников искусства — очень кропотливая и сложная работа. На основании тщательного изучения сохранившихся до нашего времени документов и изображений прежде всего определяется первоначальный облик восстанавливаемого павильона или участка парка, а затем уже составляется проект его реставрации в историческом виде. Реставрация многих памятников уже завершена. Мраморный мост, Верхняя ванна, Гранитная терраса, фасады Адмиралтейства, Турецкой бани и других сооружений, сильно разрушенные во время войны, обрели свой первоначальный вид. Это результат заботы Советского государства о культурном достоянии народа. Восстановительные работы ведут многие организации Ленинграда: институт «Ленпроект», специальные научно-реставрационные мастерские, строительные тресты и производственно-технические мастерские парков.

Замечательные архитектурные памятники города Пушкина — предмет национальной гордости советских людей, свидетельство высоких достижений русской культуры.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".