Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Екатерининский парк города Пушкина

В 70—80-х годах XVIII века в России были созданы непревзойденные пейзажные парки, в которых мастерски сочетаются прелесть русской природы и искусство архитекторов и садоводов. К числу лучших образцов такого искусства относятся парки городов Ленинграда, Пушкина, Павловска, Гатчины, воспетые в произведениях поэтов и изображенные на картинах лучших художников.

В Царском Селе в 70-х годах XVIII века был создан пейзажный парк, расположенный к югу от старого регулярного сада.

Точных сведений, дающих возможность определить имя автора пейзажной части Екатерининского парка, нет, однако есть основания считать автором первоначального плана В.И. Неелова — ведущего архитектора царскосельского строительства.

Проект был детально разработан и выполнен садовыми мастерами Трифоном Ильиным и Иоганном Бушем (последний проработал в России вместе со своим сыном более тридцати лет).

Центром пейзажного парка стал Большой пруд. В соответствии с новыми представлениями о красоте парка берегам пруда были приданы как бы естественные живописные очертания. Гуляющие вокруг пруда могли любоваться всё новыми и новыми, неожиданно возникающими перед ними пейзажами.

Очень красивыми были расположенные вдоль берегов пруда зеленые холмистые луга с отдельными небольшими группами деревьев. Растительность в пейзажном парке резко отличалась от насаждений регулярного сада. Если в старом саду преобладала липа, хорошо переносящая подстрижку, то в пейзажном парке насаждались самые разнообразные деревья и кусты, причем посадка производилась с таким расчетом, чтобы была видна особенность каждого дерева, а собранные в группу, они создавали красивые цветовые сочетания.

Здесь, вижу, с тополем сплелась младая ива
И отразилася в кристалле зыбких вод

так поэтически охарактеризовал Пушкин эту художественную особенность пейзажного парка.

В новом парке появились и новые по своему характеру архитектурные сооружения — многочисленные павильоны, беседки, памятники, ворота, мосты.

В середине XVIII века группа мастеров под руководством Растрелли создала определенный тип зданий с пышной декоративной отделкой, единых по своему характеру. В конце XVIII века крупнейшие архитекторы, каждый по-своему, стремились ответить на разнообразные широкие интересы, которыми жило русское искусство того времени. Одно за другим в Екатерининском парке возникали новые сооружения: то в виде древних руин, то в виде турецких киосков, то в виде китайских беседок.

К наиболее талантливым и деятельным создателям царскосельских парков принадлежит семья архитекторов Нееловых. Василий Иванович Неелов и его два сына — Илья и Петр, проработали в Царском Селе в общей сложности более ста лет.

В.И. Неелов (1722—1782) — один из первых участников строительства Царского Села. После трудного пути ученичества он в 1744 году был зачислен в «Контору строения Села Царского», где проработал до конца своей жизни.

Первая половина деятельности В.И. Неелова протекала в 40—50-х годах под непосредственным руководством Растрелли. Чуткий и талантливый художник, Неелов живо откликнулся на новые художественные запросы и в 70-х годах принял деятельное участие в создании пейзажного парка. Он создал ряд оригинальных сооружений: Большой и Малый каприз, Адмиралтейство, Мраморный мост и др.

Илья Васильевич Неелов (1745—1793) — старший сын Василия Неелова — получил профессиональное образование в Академии художеств. Архитектор нового поколения, он создал произведения в духе раннего русского классицизма — Верхнюю и Нижнюю ванны, здание Лицея.

Петр Неелов (1749—1848) также закончил Академию. В основном он работал в Царском Селе в качестве руководителя всего царскосельского строительства, которое выполнялось по проектам различных архитекторов. По его проекту построен павильон Вечерний зал.

Ряд архитектурных сооружений пушкинских парков создан Чарльзом Камероном (1740— 1812) и Джакомо Кваренги (1744—1817). Иностранцы по происхождению, они оба большую часть творческой жизни провели в России и здесь создали свои лучшие произведения. Творчество Камерона и Кваренги, как и большинства других иностранных мастеров, работавших в России, протекало под непосредственным воздействием русской культуры с ее национальными традициями. В наше время возможно приглашение иностранного гражданина в россию юридическим лицом через ГУ МВД с помощью специализированного предприятия.

Камерон построил замечательное сооружение, получившее его имя — Камеронову галерею, с прилегающим к ней павильоном Агатовые комнаты. Это один из лучших образцов русской классической архитектуры.

Уроженец Шотландии Чарльз Камерон до приезда в Россию (1779) более двадцати лет жил в Италии, где участвовал в раскопках древних произведений искусства и тщательно изучал древнеримскую архитектуру. Ни у себя на родине, ни в Италии Камерон не работал как строитель. В России он впервые получил возможность осуществить свои смелые проекты.

Джакомо Кваренги — итальянец, проработал в России тридцать семь лет. Он обогатил Петербург и пригороды многими замечательными сооружениями. К ним относятся здания Академии наук, Смольного, Эрмитажного театра и др. Первым его созданием в Царском Селе был парковый павильон Концертный зал. Лучшая работа архитектора — Александровский дворец в Александровском парке, построенный в конце XVIII века.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".