Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Екатерининский парк города Пушкина

Павильоны Верхняя ванна и Нижняя ванна

Одновременно с переделкой прудов в 1777— 1779 годах на берегу одного из них по проекту архитектора И.В. Неелова был построен небольшой, строгий по своему художественному оформлению павильон Верхняя ванна. Здание поставлено у самого края воды с таким расчетом, чтобы оно отражалось в зеркальной поверхности пруда.

Верхняя ванна

Павильон строился как баня для царской семьи. Кроме бассейна и комнат для мытья, в центре его был расположен большой зал для отдыха, нарядно расписанный художником-декоратором А.И. Вельским (1730—1796). Вельский начал свою творческую деятельность в то время, когда в России еще не было специальных художественных учебных заведений. Сын простого «лакирного» мастера, он учился, работая вместе с известным художником И.Я. Вишняковым. Вельский принимал участие в росписи Зимнего дворца, Екатерининского дворца и павильонов Царскосельского парка.

Мотивом для живописи Верхней ванны в XVIII веке послужили росписи «Золотого дома» императора Нерона в древнем Риме, зарисованные во время раскопок в 1776 году архитектором В. Бренна и польским художником Ф. Смуглевичем. Эти рисунки, изданные в Италии в виде раскрашенных гравюр, были приобретены Екатериной II. Повышенный интерес в России к античному искусству вызвал желание воспроизвести эти гравюры в настенной росписи.

Сверху и до самого пола большой зал павильона украшен живописью. Сюжетом центральной картины на потолке и двух боковых над дверями является древний миф о Фаэтоне. Юноша Фаэтон — сын бога Солнца — поспорил с одним из сыновей Юпитера. Чтобы доказать свое божественное происхождение, Фаэтон упросил отца позволить ему один день управлять солнечной колесницей. Эта смелая затея окончилась страшной катастрофой и гибелью самого Фаэтона. На картине в центре потолка запечатлен момент обращения юноши с просьбой к отцу, а на боковых надверных панно — запряжка огненных коней. Фигурные изображения сочетаются с декоративной живописью в виде гирлянд из цветов и фруктов на стенах, и вееров над дверями с изображением сценки «Туалет Венеры».

Во время последней войны павильон был настолько разрушен, что сохранилась только коробка здания без крыши, со слабыми следами росписи на стенах. В 1952—1953 годах полностью восстановлены фасад павильона и его внутренняя отделка. Живопись реставрирована группой художников под руководством А.В. Трескина.

Экспонаты небольшой выставки, размещенной в зале, знакомят с историей создания и реставрации росписи. На цветных фотографиях показаны состояние живописи после войны, процесс реставрации зала, проекты восстановления росписи и одна из подлинных акварелей XVIII века, в свое время послужившая оригиналом живописцу, а сейчас использованная для восстановления живописи в историческом виде.

В павильоне находится читальня.

Центральный зал оборудован новой мебелью, изготовленной по образцам мебели конца XVIII века.

На нижнем уступе парка, скрытый за кронами деревьев, находится другой павильон — Нижняя ванна. Он был построен И.В. Нееловым одновременно с первым и предназначался для придворных.

Большой интерес представляет оригинальный план Нижней ванны: вокруг центрального круглого зала расположены шесть круглых кабинетов. Никаких следов внутреннего убранства павильона не сохранилось.

На границе между первым и вторым уступами сада по сторонам широкой дороги, пересекающей Эрмитажную аллею, растут исполинские лиственницы. Они были посажены еще в начале XVIII века и являются ровесницами парка.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".