Екатерининский парк города Пушкина

Мраморная скульптура и Рыбный канал

Мраморная скульптура

Пейзаж регулярного сада оживляют мраморные статуи, белеющие среди густой зелени. Благодаря непринужденности поз и жестов, скульптуры, высеченные из камня, кажутся легкими и как бы подвижными. В старом парке они обычно стояли в нишах из подстриженной зелени. Это придавало им особую живописность.

Регулярный сад

Все статуи регулярной части парка созданы итальянскими скульпторами в начале XVIII века и принадлежат одной коллекции. В то время в Венеции работала целая школа мастеров садово-парковой скульптуры, поставлявшая свои произведения во многие европейские парки. Статуи Екатерининского парка были изготовлены по специальному заказу Петра I для Летнего сада. Позднее, в 1743 году, часть этой коллекции попала в Царское Село.

Русские сады и парки стали украшать скульптурой со времени Петра I, который придавал этому большое воспитательное и познавательное значение. При постановке статуй в Летнем саду Петр говорил: «Я желаю, чтобы те, кои будут приходить в сей сад, могли в оном при удовольствии своем найти также некоторое поучительное наставление».

Многие скульптуры представляют собою аллегории (Слава, Воинская доблесть, Любовь к Родине, Мир) и должны были служить целям воспитания патриотических чувств — «умножать героический огонь и любовь к отечеству», — как писал известный русский поэт XVIII века Сумароков.

Часть скульптур изображает героев древнегреческой и римской мифологии. В период интенсивного развития Русского государства в XVIII веке мифологические образы воспринимались как аллегории, выражающие славу и могущество России. Так, например, под образом Геркулеса подразумевался Петр I, под событиями, рассказываемыми в мифах, — подвиги и победы русской армии.

Интересно толкование мифа об Андромеде и Персее, статуи которых поставлены на площадке в начале нижнего уступа. Миф повествует об освобождении героем Персеем красавицы Андромеды, прикованной к утесу и отданной на растерзание морскому чудовищу. Этот сюжет трактовался в России в начале XVIII века как аллегория освобождения исконно русской Ижорской земли (побережье Невы и Финского залива) из-под власти Швеции.

Рыбный канал

Центральная аллея регулярного сада приводит к широкому прямому каналу. Рыбный канал был первым в парке искусственным водоемом. Его выкопали в самом начале строительства Царского Села на прежней границе сада.

В канале предполагалось разводить рыбу для царского стола, но из-за недостаточной в то время проточности воды эта затея не удалась. По берегам канала, как гласит предание, еще Петр I посадил аллеи из елей и пихт. Молодые елочки заменили собою старые деревья, погибшие во время последней войны.

Через канал перекинуты четыре мостика. Наиболее интересные из них — гранитные, получившие благодаря своей архитектуре название «горбатых мостиков». Оба они сооружены в 70-х годах XVIII века В.И. Нееловым, сумевшим удачно включить новые сооружения в старую планировку регулярного сада.

Расположенная за каналом территория сада в первой половине XVIII века называлась «дикой рощей», так как здесь были свободно высажены лиственные деревья разнообразных пород. Впоследствии роща была включена в регулярный сад.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".