Екатерининский парк города Пушкина

Камеронова галерея

Камеронова галерея

С пристани у Грота открывается вид на Камеронову галерею. Широкая парадная лестница галереи с двумя бронзовыми статуями обращена в сторону пруда. С отдаленного расстояния, откуда она особенно хорошо видна, галерея поражает своей монументальностью и в то же время необыкновенной легкостью. Это впечатление очень образно сумел передать в поэтических. строчках А.С. Пушкин:

А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.

Галерея вместе с другими тремя сооружениями — Агатовыми комнатами, Висячим садом га Пандусом (спуск в парк) — представляет собою единый архитектурный ансамбль, по праву занимающий место в числе лучших произведений русской классической архитектуры. Весь комплекс был создан по проекту Ч. Камерона с 1780 по 1795 год, в период расцвета русского классицизма. Камерону удалось органически включить новые сооружения в уже сложившийся к этому времени дворцово-парковый ансамбль. Задача эта была тем более сложной, что галерея воздвигалась по соседству с Екатерининским дворцом — пышным, празднично-парадным сооружением середины XVIII века. Архитектор связал эти два здания небольшим садиком, устроенным на уровне второго этажа.

В архитектуре Камероновой галереи ярко проявились характерные черты русского классицизма. В основе зданий Камерона лежат прямые, четкие линии, строгость и красота пропорций, сравнительная скромность декоративного оформления фасадов.

Камеронова галерея состоит из двух этажей, совершенно разных по характеру: основание здания построено из серого, так называемого пудостского камня. На нем поставлена легкая галерея с белой колоннадой. В этом контрасте заложен определенный художественный замысел: благодаря пудостскому камню первый этаж воспринимается как древний памятник, на развалинах которого построена галерея. Такое сочетание встречается в древнеримских сооружениях, и архитектор Камерон, ставивший перед собою цель воспроизвести античное сооружение в русском парке, оригинально использовал этот мотив.

Второй этаж галереи служит балконом для прогулок и обозрения парка. Замечательный пейзаж открывается с южной стороны балкона. На просторах зеленых лугов расположены живописные группы деревьев, подобранных таким образом, что растительность с более светлыми и низкими кронами размещена на переднем от зрителя плане, а высокие хвойные деревья — на втором. Особенно красив пейзаж осенью, когда каждое дерево получает свою особую окраску.

Вдоль балкона галереи, около колонн, расставлены бронзовые бюсты древних философов, политических и военных деятелей. Бюсты, отлитые из бронзы в Петербургской Академии художеств, являются копиями с подлинных античных мраморов, купленных Екатериной II в конце XVIII века. (Сейчас они хранятся в Государственном Эрмитаже.) Наряду с изображениями древних мудрецов, почетное место среди скульптуры занимает бронзовый бюст М.В. Ломоносова, созданный современником и другом великого русского ученого — Ф.И. Шубиным.

Парадную лестницу галереи украшают две огромные бронзовые статуи: Геркулеса — одного из любимых героев древнегреческих народных сказаний и Флоры — богини цветов. Модели этих статуй с античных оригиналов выполнил в 1786 году скульптор Ф.Г. Гордеев (1744—1810), а отливку из бронзы производил выдающийся литейных и чеканных дел мастер Василий Можалов, известный многими своими работами.

С балкона галереи посетитель выходит в так называемый Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа. На площадке, поддерживаемой каменными столбами, сделан свинцовый настил, а поверх него насыпан слой земли, достаточный для произрастания кустарников и даже деревьев.

В сад обращен фасад Агатовых комнат. Здание воспринимается как небольшой одноэтажный парковый павильон. В действительности это довольно большое двухэтажное сооружение. Перед входом в павильон устроен полукруглый портик — ротонда со сдвоенными колоннами. В нишах поставлены бронзовые скульптуры — Вода, Воздух, Земля и Огонь.

Агатовые комнаты

Свое название павильон получил из-за особого характера внутренней отделки. Стены его облицованы цветными камнями — яшмой, агатом, мрамором. Сводчатые потолки украшены нарядной лепкой. Рисунок наборного паркетного пола создан из различных пород дерева.

Изысканная внутренняя отделка верхнего этажа и удивительно гармоничное оформление фасада делают Агатовые комнаты замечательным произведением русской архитектуры XVIII века.

Нижний этаж этого здания был занят ванными комнатами и бассейном и получил название Холодных бань. Здесь преобладала лепная отделка, выполненная скульптором Рашеттом.

Из Висячего сада можно попасть с одной стороны в Агатовые комнаты, с другой — прямо в парк, пройдя по специально устроенному пологому спуску — Пандусу.

Архитектурное оформление Пандуса объединяет его с первым этажом Камероновой галереи. Он облицован пудостским камнем, украшен масками Нептуна, Меркурия, Аполлона, Дианы и других богов и героев мифологии. На каждом уступе спуска по обеим его сторонам стояли бронзовые статуи Аполлона и муз, позднее замененные чугунными вазами в виде древних жертвенников. (Статуи в конце XVIII века были перевезены в Павловский парк, где их можно видеть и сейчас.)

Галерея, фасад Агатовых комнат, Висячий сад и Пандус капитально реставрировались в течение последних лет. Работы продолжаются и в настоящее время.

В восстановленных помещениях Камероновой галереи устроены выставки. Первый этаж галереи, служивший в XVIII веке жильем для придворных, занят выставкой русского прикладного искусства XVIII—XIX веков. Здесь экспонируются художественная мебель, изделия из кости, деревянная золоченая резьба, хрусталь, наборные паркеты, ткани. В застекленном зале галереи размещена выставка пейзажей пригородных парков Ленинграда. Среди выставленных здесь картин находятся замечательные полотна художников XVIII века — С.Ф. Щедрина и А.Е. Мартынова.

В верхнем этаже Агатовых комнат собраны работы русских камнерезов из малахита, яшмы, лазурита и других цветных камней. Внизу, в бывших Холодных банях, размещена выставка русского фарфора. Показано историческое развитие этого искусства в России, начиная с основания фарфорового производства (середина XVIII века) и кончая последними работами завода им. М.В. Ломоносова.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".