Вязники

Вязники, во Владимирской области, областного подчинения, районный центр, в 113 км к востоку от Владимира. Расположен во Владимирском ополье, на правом берегу р. Клязьма, в 8 км от одноименной железнодорожной станции на линии Москва – Нижний Новгород, на автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань. Речной порт. Население 45,4 тыс. человек (1992; 7,3 тыс. в 1897; 17 тыс. в 1926; 43 тыс. в 1970; 45,6 тыс. в 1979).

Предположительно, с XII в. близ современных Вязников существовала пограничная крепость Ростово-Суздальского княжества Ярополч (название по имени сына Владимира Мономаха Ярополка II); уничтожена монголо-татарами в 1238 (сохранились остатки земляных валов – «Пирово городище»). Село Вязники (по одной версии, называлось по местоположению под горой «на вязах», то есть на вязком месте; по другой версии – по большому числу вязов, произраставших на территории села), по-видимому, возникло в конце XVI в. (впервые упоминается в письменных источниках под 1608). В 1613 Вязники становятся ремесленно-торговой слободой – владением князя Ф.И. Мстиславского, а вскоре после его смерти переходят во владение дворцового приказа. С 1622 Вязниковская слобода – место паломничества к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. В первой половине XVII в. в Вязниках зарождается искусство иконописи. Местных иконописцев приглашают в Москву для росписи соборов Кремля (художник Волк с сыновьями). Значительным толчком к росту слободы послужил приезд в Вязники на поклон чудотворной иконе царя Михаила Федоровича Романова в 1640. В Вязниковской слободе развиваются торговля, иконопись, резьба по дереву, возделывание и переработка (прядение и ткачество) льна. Широкое развитие получили огородничество и садоводство (в том числе выведен знаменитый вязниковский, впоследствии владимирский, сорт вишни).

В 1676 по указу царя Алексея Михайловича рядом с Вязниковской слободой, на Мининой горе, был построен город Ярополч с дубовыми стенами и каменными башнями по углам (находился в б-7 км вверх по течению Клязьмы от месторасположения одноименной древней крепости). Пожар 1703 уничтожил Ярополч, и в начале XVIII в. экономическим центром округи вновь становится Вязниковская слобода. С 1778 Вязники – уездный город Владимирского наместничества (с 1796 – губернии), с начала XIX в. – один из центров льняной промышленности России. В XIX в. искусство иконописи перемещается из Вязников в близлежащие села (Мстера, Палех, Холуй), а в городе растет мануфактурное и фабричное производство. В конце XIX в. в Вязниках насчитывалось 3 полотняно-ткацких фабрики (известных в России фабрикантов В.А. Демидова, В.В. Елизарова, С.И. Сенькова), бумажно-оберточная фабрика, винокуренный завод. На предприятиях города работало до 3 тыс. человек В В. было 8 церквей, в том числе собор Казанской Богородицы (1670, не сохранился); Благовещенский мужской монастырь.

В Вязниках неоднократно бывал Н.А. Некрасов (здесь им написаны стихотворения «Зеленый шум», «Несжатая полоса» и др.). Уроженцем Вязниковского уезда был художник П.Д. Корин. Вязники – родина поэта-песенника А.И. Фатьянова, летчика-космонавта В.Н. Кубасова.

В современных Вязниках: предприятия льняной промышленности (Вязниковский льнокомбинат, фабрика имени Парижской Коммуны, льнопрядильная фабрика); заводы – «Текмашдеталь», автотракторной осветительной арматуры; предприятия пищевой промышленности. Краеведческий музей с картинной галереей (полотна русских художников конца XIX – начала XX вв.) – филиал Владимиро-Суздальского историко- архитектурного музея-заповедника. Ежегодные праздники поэзии.

По генеральному плану 1790 в Вязниках сформировались прямоугольная сеть улиц с обширной базарной площадью в центре, застроенных каменными, деревянными и кирпичными домами. Среди них сохранились многие «образцовые» дома конца XVIII – начала XIX вв., деревянные дома XIX в. с богатыми резными наличниками окон. В 1960-80-х гг. построены жилые районы с типовыми 5-этажными и другими домами. На Ярополчьей (Мининой) горе возвышается 5-главая Троицкая церковь (1756-61) с трапезной и стройной колокольней. На берегу речки Выдерка, у подножия горы Венец, – Благовещенская церковь (1682-83) бывшего Благовещенского монастыря – 5-главая, на кубическом основании с подклетом, с сильно выдвинутыми 3 апсидами, с колокольней на северной стороне и галереей на западной, с изразцовым декором.

В 30 км к северо-западу от Вязников, вверх по р. Клязьма, расположен поселок городского типа Мстера, в прошлом Богоявленская слобода (впервые упоминается в 1626). В центре – ансамбль Богоявленского монастыря с нарядной Богоявленской церковью (1687). Мстера – центр русского народного искусства миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше (шкатулки, ларцы и др.), возникшего на базе известного с XVII в. иконописного промысла. В 1923 здесь организована художественная артель «Древнерусская народная живопись», с 1931 называлась «Пролетарское искусство», с 1960 – фабрика. Для живописи Мстеры характерны бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты, теплый и мягкий колорит, глубина пейзажных тонов. Развиты также вышивка (с середины XIX в. – гладью с изящными и мелкими узорами, позже – «владимирским швом» с крупными узорами) и ювелирное дело. В Мстере – строчевышивальная фабрика (организована в 1960 на базе артели, основаны в 1923), завод сканно-филигранных изделий «Ювелир» (на базе артели «Металлоштамп», основан в 1925), фабрики «Детская игрушка», швейная, обувная, мебельная. Художественный музей (изделия местных промыслов).

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".