Лодейное Поле
Лодейное Поле, в Ленинградской области, областного подчинения, районный центр, в 244 км к северо-востоку от Санкт-Петербурга. Расположен на старинном Архангельском тракте, проходящем вдоль левого берега р. Свирь (бассейн Ладожского озера), на трассе Волго-Балтийского водного пути. Железнодорожная станция на линии Волхов – Петрозаводск. Население 27,3 тыс. человек (1992; 1,4 тыс. в 1897; 7,2 тыс. в 1926; 22,3 тыс. в 1979).
Возник в 1702 по указу Петра I, который основал здесь судостроительную Олонецкую верфь (название города – от «лодья», «лодь»); в 1703 здесь был спущен на воду первенец Балтийского флота – 28-пушечный фрегат «Штандарт», в 1704 было построено еще 6 фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры и 24 полугалеры, образовавшие первую русскую эскадру на Балтике. Олонецкая верфь существовала до 1830 (построено свыше 400 парусных и гребных судов). В 1785 поселение при верфи и прилегающая к ней местность преобразованы в уездный город Лодейное Поле Олонецкого наместничества. В 1796 оставлен за штатом и приписан к Новгородской губернии; с 1801 – уездный город Олонецкой губернии. Во второй половине XIX в. возникло несколько предприятий по обработке древесины, Лодейное Поле становится центром торговли лесом на Свири. Дальнейшее развитие города связано со строительством железной дороги Петербург – Мурманск (1914-16), прошедшей через Лодейное Поле. В начале XX в. Лодейное Поле – место политической ссылки. В годы первых пятилеток была построена Нижнесвирская ГЭС (по проекту Г.О. Графтио; первый ток дала в 1933). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 город выдержал длительную оборону (1005 дней), защищая «Дорогу жизни» и подступы к Ленинграду.
В современном Лодейном Поле развита деревообрабатывающая промышленность. Действуют: комплексный леспромхоз (1929; включает 9 лесничеств, лесопитомник и др.); деревообрабатывающий комбинат (1961; производство лесоматериалов, столярных изделий, древесно- и цементностружечных плит и др.); заводы – строительных материалов (бывший силикальцитных изделий, основан в 1957) и рельсосварочный; предприятия пищевой (хлебокомбинат, молокозавод, мясокомбинат) и легкой промышленности (трикотажная фабрика, производство спортивных костюмов, мужских сорочек). Цехи майоликовых (с 1976; декоративные вазы, чайные сервизы и др.) и гончарных изделий (в селе Алеховщина, с 1969; входит в состав Санкт-Петербургского объединения народных художественных промыслов). Строятся (1992) радиозавод «Свирь» и филиал Санкт-Петербургского завода подъемно-транспортного оборудования. Центр сельскохозяйственного района (молочное животноводство, картофелеводство). Историко-краеведческий музей. Парк-мемориал «Свирская Победа». На берегу р. Свирь – обелиск на месте дома Петра I (1832). В центре города – бюст дважды Героя Социалистического Труда Б.Г. Музрукова (1904-79).
В 26 км от Лодейного Поля, по старому Олонецкому тракту, – Троицкий Александро-Свирский монастырь, основанный в 1484 и состоящий собственно из двух близко расположенных монастырей – Троицкого и Преображенского. В центре Троицкого монастыря выделяются каменный Троицкий собор (4-столпный, 3-апсидный, одноглавый (ранее 5-главый), завершенный ярусами кокошников, с галереей на высоком подклете, в интерьере – фрески XVII-XVIII вв., иконостас XVII в.), Покровская церковь (первая половина XVII в., на основании разрушенного храма (1533-36), реставрирована в 1969-76) с 2-этажной трапезной, 3-шатровая ярусная звонница (1647-74). В Преображенском монастыре – каменный Преображенский собор (окончен в 1644) и кельи (1677-89).
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".