Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Калуга

История и культура

Основана в середине XIV в. при московском князе Симеоне Гордом на высоком левом берегу Оки как пограничная крепость (деревянная, с земляными валами) на юго-западных рубежах Московского княжества. Впервые упоминается в письменных источниках за 1371 (в грамоте литовского князя Ольгерда), позднее – в 1389, в завещании московского князя Дмитрия Донского, по которому Калуга отошла его сыну и вошла в состав удельного Можайского княжества. В XIV-XVI вв. важная военная крепость, входила в систему береговой обороны Московского княжества по рр. Ока и Угра, именовавшуюся Пояс Богородицы; обороной Калуги руководили воеводы, назначаемые великим князем Московским. В 1505-18 самостоятельное удельное княжество. В 1512, после отражения набега крымских татар, крепость перенесена на новое, стратегически более выгодное место – высокую площадку между обрывистыми берегами Оки, Березуйского оврага и речки Городенки (современный исторический центр Калуге). В 1606-07 Калуга оказалась центром крестьянского восстания под предводительством И.И. Болотникова. В калужской крепости в 1609 и 1610 скрывался Лжедмитрий II (погиб в Калуге в декабре 1610). В XVI в. Калуга известна как торговый пункт (в Москву, а также в Литву и другие соседние государства вывозилась деревянная посуда), процветает искусство иконописи, развиваются ремесла. В 1615 и 1616 город подвергался опустошит, набегам крымских татар, в 1618 был захвачен отрядами запорожцев под предводительством гетмана П. Сагайдачного. В 1622 пострадала от сильного пожара (население сократилось с 2 тыс. человек в 1617 до 1 тыс. человек в 1626); ко второй половине XVII в. была в основном восстановлена. В 1654 в течение 3 месяцев здесь свирепствовала моровая язва и вымерло около 2/3 населения, но к 1671 в Калуге снова насчитывалось свыше 1000 дворов, бойко шла торговля. С 80-х гг. XVII в. на месте деревянных церквей возводятся каменные храмы; жилая застройка оставалась деревянной.

В XVII-XVIII вв. Калуга – важный торговый центр на Оке, славился своей красотой, обширными фруктовыми садами, обилием лавок и товаров в них; на пристани разгружались суда с хлебом, овощами, рыбой, пенькой, медом, воском, кожами. В 1708 Калуга вошла в Московскую губернию, с 1777 – центр Калужского наместничества, с 1796 – Калужской губернии. Во второй половине XVIII в. в городе в связи с расширением строительства (в 1760 насчитывалось 83 каменных жилых здания, в 1778 – 183 каменных и 2235 деревянных) стало развиваться производство кирпича и художественных печных изразцов (в 1785 действовало около 120 небольших предприятий, в том числе 34 маслобойных, 3 парусных, 11 кирпичных, 10 изразцовых). Славилась Калуга также художественными изделиями из дерева, вышивками, кружевами. В XVIII – начале XIX вв. велась оживленная торговля с городами Поволжья, Сибири, северной Украины, а также с Гданьском, Берлином, Бреславлем, Лейпцигом (в 1804 ежегодный торговый оборот Калуги превышал 12 млн. рублей). В 1777 в городе был создан профессиональный театр (один из старейших в России), в конце XVIII – начале XIX вв. открылись дворянский пансион, духовная семинария, Государственная мужская гимназия и другие учебные заведения (первая школа цифири и геометрии учреждена в Калуге в 1716). Во время Отечественной войны 1812 года Калуга. была главной тыловой базой русской армии.

В начале XIX в. город по численности населения опережал Харьков и Екатеринослав и стоял в одном ряду с Киевом и Ярославлем. Однако в 40-е гг. XIX в. начинается упадок экономической жизни Калуги из-за обмеления реки и открытия в 1874 участка Сызрано-Вяземской железной дороги, соединившей Калугу с Тулой, перевозка товаров по Оке почти полностью прекратилась. Резко снизилась оптовая торговля хлебом и лесом, исчез прогон скота из восточных губерний в южные; город утратил значение крупного транзитного пункта. Уже в 60-е гг. XIX в. Калуга стала тихим провинциальным городом. При проведении в 1899 Московско-Брянской железной дороги Калуга осталась в стороне от этой магистрали и была соединена с ней лишь веткой. К 1917 в городе насчитывалось 30 полукустарных предприятий. В 1918 на короткое время Калуга была провозглашена Калужской федеративной республикой. С 1924 – в составе Московской области, с 1934 – Тульской; с 1944 – центр Калужской области. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован в октябре 1941 немецко-фашистскими войсками, освобожден 30 декабря 1941.

С Калугой связаны жизнь и творчество ряда деятелей русской культуры, науки и искусства. Здесь бывали Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, В.Г. Белинский; в 1846 в Калужском драматическом театре выступали П.С. Мочалов и М.С. Щепкин. В 1850-51 в Калуге жил Н.В. Гоголь. Вернувшись из сибирской ссылки, в Калуге жили декабристы Г.С. Батеньков, Н.П. Свистунов, Е.П. Оболенский. В 70-х гг. XIX в. здесь работал писатель Г.И. Успенский (его калужские впечатления отражены в рассказах «Книжка чеков» и «Неплательщики»). В Калуге родились художники И.Я. Билибин и Г.К. Лукомский. В конце XIX – начале XX вв. здесь в ссылке жили революционеры А.В. Луначарский, И.И. Скворцов-Степанов, М.П. Доброхотов, И.Ф. Дубровинский; в 1913-26 жил и работал биолог А.Л. Чижевский.

Особый комплекс в Калуге составляют объекты, связанные с жизнью К.Э. Циолковского (в Калуге – с 1892): в западной части города, близ моста через Оку, – Мемориальный дом-музей, в центре бывшего загородного губернаторского парка – обелиск над могилой ученого, в глубине парка – Государственный музей истории космонавтики, названный его именем.

Калуга расположена на холмистой местности, изрезанной оврагами, у пересечения Оки дорогой из Москвы. Деревянное строительство преобладало в Калуге до 1760-х гг., от каменной застройки XVII в. сохранились двухэтажные «палаты» Коробова в районе Завершья, схожие по своему декору с близлежащей церковью Георгия за Верхом. Каменные приходские храмы конца XVII – первой половины XVIII вв. демонстрируют устойчивость архитектурных традиций середины XVII в.: церковь Покрова на Рву, то есть построенная рядом с крепостью (1687, колокольня – XVIII в.), с высокими профилированными наличниками окон; церковь Георгия за Верхом, то есть за Березуйским оврагом, в районе Завершья (1700-01), на высоком подклете, открытыми первоначально гульбищами, наиболее сложная по своему декору; вниз по берегу Оки – церковь Спаса Преображения что под Горой (или Казанская, 1709, перестраивалась) и церковь Знамения (1720-31). Со второй половины XVIII в. приходские храмы строились уже в новых, барочных формах: церковь Успения с 4-ярусной колоколь ней (1754), расположенная между Завершьем и северной частью города; в районе Московских ворот (1775) – церковь Иоанна Предтечи (1734), Косьмы и Дамиана (1794), Жен-Мироносиц (1798-1815). Для рядовой каменной застройки второй половины XVIII в., в которой выделялись «палаты» Макарова (над Березуйским оврагом) и так называемый дом Оболенского (в действительности – Кольцовых) 1730-х гг., характерны скромность масштаба (обычно 2 этажа, 5-7 окон) и сдержанность декора.

В последней четверти XVIII в. был разработан генеральный план Калуги (архитекторы П.Р. Никитин и И.Д. Ясныгин при активном содействии калужского наместника М.Е. Кречетникова), в его основе – трехлучевая схема основных магистралей и увязка регулярного геометрического плана, предполагавшего создание прямых и широких улиц и бульваров, с местными условиями – оврагами и уже застроенными улицами. Планировка Калуги – компактная и в то же время свободная, не скованная строго кольцевой или линейной схемой – учитывала местоположение старого кремля (сгоревшего в 1700) на краю глубокого Березуйского оврага и необходимость сохранить функциональную роль этого участка в качестве нового административного центра города. В 1775-78 был построен монументальный Березуйский мост на высоких мощных арках, первоначально с парапетом (ныне с чугунной решеткой середины XIX в.). В 1780-е гг. осуществлена постройка или закладка основных «казенных строений» К., среди которых ансамбль Присутственных мест, решенный в очень крупном масштабе и строгих классицистических формах (1778-87, архитектор Никитин), Троицкий собор как ядро административного центра (заложен по повелению Екатерины II в 1786 на месте старого собора, строился в 1804-11, 1815-19, архитектор Ясныгин); в месте соединения двух улиц на Московской дороге – Дворянское училище (1779; главное народное училище, с 1804 – мужская гимназия, ныне Педагогический институт); почтамт (1782; декор фасада – середина XX в.); Гостиный двор (1782-96, внутренние корпуса – 1811-23).

Помимо крупных городских объектов, часть которых сооружалась и в XIX в., общий классицистический характер городской застройки в Калуге определило возведение многих частных (в основном купеческих) особняков. Жилые дома в 1780-е – начале 1790-х гг. возводились по типовым проектам, разработанным архитектором Никитиным специально для Калуги. В конце 1790-х гг. они строились по проектам Ясныгина (дом Унковских, возможно – усадьба Яновских, и позже – Пестриковская богадельня) или по типовым проектам, присылавшимся из Петербурга (дом Фалеева, усадьба Тимченко, дом Гончаровых, одна из усадеб рода Билибиных и др.). В 1800-е гг. в традициях московского классицизма, но с более камерным пониманием масштаба и ансамблевости выстроены (по индивидуальным заказам проектировались архитекторами школы М.Ф. Казакова) городские усадьбы Золотаревых-Кологривовой (1805-08, ныне Краеведческий музей; сохранилось парадное оформление интерьеров мастерами московской мастерской С.П. Кампиони) и Билибина-Чистоклетовых (1809-10, ныне Художественный музей; в интерьере – первоначальная отделка стен искусственным мрамором, роспись потолков). Более строгие формы архитектуры ампира представляют дом Мешкова (1826, архитектор Н.Ф. Соколов; ныне Госбанк) и многие деревянные особняки. Замирание деловой активности в Калуге во второй половине XIX в. обусловило резкий спад строительства (среди немногих построек в стиле модерн и неоклассицизма – универмаг купца Ракова и Народный дом у Московской заставы).

С 1935 разрабатывался генеральный план реконструкции Калуги (с расширением территории города к северу и созданием нового административно-общественного центра на Театральной площади). Выборочное строительство на свободных участках в исторической части города (при отсутствии охранных зон памятников архитектуры и зон регулирования застройки) внесло искажения в целостный градостроительный облик Калуги, но ряд возведенных в 1950-х гг. административных и культурно-общественных зданий (в неоклассических формах, трех- или двухэтажных) органично вошел в структуру застройки Калуги. Типовое крупнопанельное строительство Калуги отличается разнообразным применением керамической облицовки по мотивам калужского народного искусства.

На правом берегу Оки, в Заречье, – село Ромоданово с 5-главой церковью Рождества Богородицы (1691, колокольня XVIII в.). В северо-восточном направлении, вплотную к городской черте – бывшая усадьба Еропкиных в Грабцево, решенная в стиле псевдоготики (конец XVIII – начало XIX вв., возможно, по проекту Казакова, перестроена в конце XIX в. с сохранением старой планировки и фундаментов); в первоначальном виде сохранились регулярный парк, летняя Успенская церковь (1722, псевдоготическая колокольня конца XVIII в.), зимняя Никольская церковь (1791), хозяйственная постройка, башня ограды. В непосредственной близости от Грабцево – бывшая усадьба князей Голицыных в Городне с загородным дворцом (конец 1790-х гг., проект – архитектор А.Н. Воронихин), регулярным парком, хозяйственными службами, небольшой бесстолпной церкви Успения (середина XVIII в.). В 18 км вниз по Оке усадьба Авчурино (известна с XV в., принадлежала воеводе Овце, затем Яковлевым, Хитрово, Ягужинским, Гагариным, Полторацким, Гончаровым) с архитектурным ансамблем XVIII – начала XIX вв. (архитектор В. П. Стасов; главное здание сгорело в середине XIX в.). Усадьбу посещали Александр I, Николай I, Александр II. В 30 км к северо-западу от Калуги – две бывшие усадьбы в Полотняном Заводе; так называемый Большой (с несколькими парками) дом Гончаровых (1760-е гг., реставрируется) и дом Шепочкина (1790-е гг.), по своему архитектурному решению близкий современным ему постройкам Павловска (сохранилась отделка интерьеров – печи, росписи плафонов и стен, искусственный мрамор).

Областной драматический театр имени А.В. Луначарского. Концертный зал Областной филармонии. Художественный музей (создан в 1918, в основу экспозиции положена коллекция картин калужского врача Н.И. Васильева, подаренная им городу). Краеведческий музей (основан в 1897).

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".