Москва

Усадьба Коломенское


Вид села Коломенское, XVIII век

Старейшим «Государевым двором» – загородной резиденцией московских царей было Коломенское. Его архитектурный ансамбль сложился в XVI–XVII вв.

В создании ансамбля приняли участие выдающиеся зодчие и искусные мастера, создавшие неповторимые шедевры русской архитектуры. В состав ансамбля входили церковь Вознесения, Георгиевская колокольня, церковь Иоанна Предтечи, деревянный дворец с каменными и деревянными служебными и хозяйственными постройками. В настоящее время сохранились только каменные здания.

Наиболее ранняя в ансамбле церковь Вознесения, построенная в 1532 году. Она возвышается над Москвой-рекой и своим легким, устремленным в высоту столпом скорее напоминает башню, нежели церковь.


Шатровая церковь Вознесения, 1532 год

Высота церкви – 62 метра. Несмотря на мощные стены, достигающие трехметровой толщины, здание имеет динамичный, устремленный ввысь силуэт. По красоте и легкости оно занимает исключительное место в архитектуре Москвы. Внутреннее помещение церкви, имеющее высоту 41 метр, невелико по площади и хорошо освещено специально устроенной системой окон. Особую нарядность придавал помещению пол, который, как показали исследования, был выстлан цветной треугольной керамической плиткой.

История создания храма связана с именами Великого князя Василия III и его единственного сына будущего царя Ивана IV Грозного.

Случилось так, что в 1528 г. в Москву прибыл последний итальянский архитектор Петрок Малый. Его призвал великий князь Василий III для продолжения каменного строительства в Кремле. Неожиданно князь повелел итальянцу первым делом возвести большую каменную церковь в своей летней резиденции на юге Москвы – селе Коломенском. Строительство длилось четыре года. И свершилось чудо в 1530 г. княгиня родила мальчика. Будущего царя Ивана Грозного. Государь наградил строителя землями, мехами, драгоценностями. Довольный архитектор даже отрекся от веры католической и принял православие. По завершении работы в Коломенском, Петрок возвел также в Кремле церковь Воскресения Христа.

Побывавший в Москве в 1868 году выдающийся французский композитор Гектор Берлиоз делясь впечатлениями от посещения Коломенского, в письме своему другу музыканту, князю В. Ф. Одоевскому так отозвался об этом храме.

«Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Много я видел, многим любовался, много поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашел. А тут передо мною предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный».

Рядом с церковью Вознесения стоит ее современница – Георгиевская колокольня. Она построена как небольшая двухъярусная круглая башня, перекрытая кирпичным купольным сводом. Внутри башня имеет два деревянных перекрытия. На верхнем ярусе колокольни находятся пять сквозных арок для звона, которым соответствует удвоенное число малых кокошников. Нечетное число арок и больших кокошников делает здание несколько асимметричным, и его силуэт хорошо смотрится только с отдельных точек.

В 1667 году в Коломенском началось строительство знаменитого деревянного дворца царя Алексея Михайловича. Его строили русские и белорусские мастера. Руководил работами плотничий староста Сенька Петров и стрелецкий голова Ивашка Михайлов. Дворец имел около 250 различных помещений, которые освещались тремя тысячами окон.

Расписывали дворец лучшие живописцы того времени Симон Ушаков и Богдан Салтанов. Строительство закончилось в 1671 г. Тогда же вместо деревянных были возведены новые каменные служебные постройки.

Своей затейливостью и нарядностью дворец производил неизгладимое впечатление на современников. Особенно красив он был вечером в лучах заходящего солнца, когда слюдяные окошки сверкали разноцветными огнями.

В XVIII веке по приказу царицы Екатерины II дворец разобрали «за ветхостью». От него на территории усадьбы сохранились Передние ворота с Приказными и Полковничьими палатами, Сытный двор, Водовзводная башня, Казанская церковь и Задние ворота. Однако в наши дни дворец решили воссоздать теперь уже в качестве туристической достопримечательности.

Наибольший интерес представляют Передние ворота с восьмигранной башней и гульбищами. Над ними в башне были установлены часы с боем. Около ворот, по рассказам современников, стояли львы, «сделанные из дерева и одетые в шерсть, похожую на львиную. Внутри львов находились часовые механизмы, пружины которых заставляли львов ворочать глазами и по временам издавать страшный рев». Делал эти механизмы часовой мастер Петр Высоцкий.

Своеобразную красоту усадьбе придавали окружавшие ее парк и шесть фруктовых садов, где росли яблони, груши, сливы, вишни, крыжовник, малина, смородина; из редких деревьев – кедры, грецкие орехи. Значительная часть плодов и ягод поступали «про государев обиход в хоромы и на Сытный двор в патоку и квасы». До настоящего времени в парке сохранились четыре шестисотлетних дуба.

В парке музея-заповедника собраны памятники русской деревянной архитектуры – современники Коломенского деревянного дворца.

Домик Петра I был построен в 1702 году на острове Маркове в устье Северной Двины, против Новодвинской крепости. Домик четыре раза перевозился с места на место. В 1934 г. его установили в Коломенском. Несмотря на многочисленные переделки, Домик сохранил архитектурные элементы, характерные для первых деревянных построек Петербурга.

Проездная крепостная башня из Николо-Карельского монастыря, в устье Северной Двины, построена в 1690 году. Уникальный образец русской северной шатровой архитектуры XVII века. В Коломенское башня была перевезена в 1932 году.

Угловая крепостная башня Братского острога, построенная в 1652 году, – характерный образец сибирской крепостной архитектуры XVII века.

Коломенское – одно из самых посещаемых иностранными гостями место в городе. Основательно изучив старинные гравюры и чертежи, московские археологи и архитекторы нашли возможным воссоздать «чудо» XVII века – деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Оказалось, что в XVIII веке. его не сломали, а разобрали, намереваясь когда-нибудь восстановить. И все это время у москвичей жила вера в возможность вернуть дворцу вторую жизнь. Уже объявлено о решении мэра Москвы воссоздать Коломенский дворец к сентябрю 2007 года, когда российская столица будет отмечать свое 860-летие.

Дополнительно: Коломенское

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".