Москва – сердце России

IV. Москва при Василии Дмитриевиче и Василии Темном


Встреча Владимирской иконы в Москве

После тяжелой, но важной эпохи Дмитрия Донского история Москвы пошла уже легче – не только по отношению к ее государственным силам, но и в других сторонах ее жизни, как-то: в церковной, образовательной, промышленной, ремесленной и т.д. После этого уже скоро Иван III и его сын Василий III сделали Москву единым и сильным центром всей Северо-Восточной Руси – как в политическом, так и в культурном отношении. Она стала видна и за русскими пределами.

Правление Василия Дмитриевича (1389–1425) немало подготовило для этого условий. Хотя этот великий князь остался по смерти отца 16-летним юношей и находился еще под опекой своей матери, но он уже был умудрен большим и разнообразным опытом. Еще 12-летним отроком он был послан Дмитрием Ивановичем в Орду, чтобы там тягаться о великокняжеском столе с Михаилом Тверским. Хан оставил отрока-князя у себя плену, в качестве заложника, за московский долг в 8000 руб. Но энергичный княжич, насмотревшись на тамошние смуты, «умысли крепко с верными своими доброхоты» и бежал в Молдавию к воеводе Петру; затем был в Пруссии, где виделся с Витовтом и сговорил за себя его дочь, княжну Софию, и только после четырехлетнего отсутствия в 1387 г. воротился в Москву.

Князь с таким ранним опытом, естественно, быстро вошел в политику московских князей-собирателей. По смерти отца он был возведен на Владимирский престол ханским послом Шахматом. Семнадцати лет он женился на Софье Витовтовне и потом принудил своего дядю Владимира Андреевича, уходившего даже в новгородские земли, заключив с ним договор, признать себя его братом и обязаться «всести на конь», когда придется садиться на коня великому князю; затем ездил в Орлу, где «умздил» Тохтамышевых князей, получил ярлык на Нижегородское княжение и присоединил его к Москве с помощью тамошних бояр, во главе которых стоял Василий Румяннец. В это время Москва лишилась своего великого молитвенника и советника – преподобного Сергия (25 сентября 1392 г.). Вольнолюбивых новгородцев великий князь смирял силой оружия. Когда же жители новгородского пригорода Торжка убили московского доброхота, некоего Максима, то великий князь, захватив 70 тамошних жителей, замешанных в этом деле, приказал публично казнить их в Москве. Им рубили руки и ноги, приговаривая при этом: «Так гибнут враги великого князя».

С твердостью духа великий князь относился и к страшным татарским завоевателям: Тамерлану и Едигею. Когда «железный хромец», покоривший Туркестан, Персию, Индию, Сирию и Малую Азию, победив могущественного турецкого султана Баязеда, направился после победы над Тохтамышем к московским границам, молодой князь поспешил собрать северное ополчение и поручил свой стольный город своему дяде, князю Владимиру Андреевичу. Но спасение Москвы зависело не от оружия, а от Божией помощи; и это было важным моментом в религиозной жизни Москвы.


Владимирская икона Богоматери

В то время как народ со страхом ожидал к себе завоевателя, который на своем пути оставлял пирамиды человеческих голов, великому князю и митрополиту Киприану одновременно пришла мысль перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Божией Матери, которая была написана евангелистом Лукой и перенесена во Владимир из киевского Вышгорода Андреем Боголюбским. Весть об этом ободрила москвичей, и они огромными толпами с митрополитом, великокняжеской семьей и князем Владимиром во главе вышли навстречу Заступнице на край Москвы, на Кучково поле, и со слезами молились перед иконой. В 1895 г. Москва торжественно отпраздновала пятисотлетие этого достопамятного события. В это самое время Тамерлан, испуганный видением Небесной Девы, предшествуемой святителями и окруженной легионами ангелов, поворотил назад от Ельца в степи. Потеря чудотворной иконы, которая и теперь находится и нашем Успенском соборе (В настоящее время Владимирская икона Божией Матери хранится в церкви Николы в Толмачах, входящей в комплекс Третьяковской галереи. – Прим. ред.), еще более ослабил авторитет стольного Владимира. На месте встречи иконы был построен Сретенский монастырь и установлен совершаемый и теперь, 26 августа (8 сентября по новому стилю. – Прим. ред.), крестный ход.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".