Жители казенной Гончарной слободы занимались производством облицовочного керамического материала из глины. Искусство керамики на Руси ведет свое начало с древнейших времен. В киевских развалинах найдены обломки и целые облицовочные плитки, которыми украшались храмы времен Владимира I и Ярослава Мудрого. В северной Руси производство материалов строительной керамики возникло в конце XV века из кустарного промысла. Оно постепенно выделялось в специальное ремесло и концентрировалось в городских посадах и больших монастырях, в особых гончарных слободах. В XVII веке появляются специальные избы производственного назначения с кустарным оборудованием. В середине XVII века эти «заводы» уже имеют «глинищные ямы» (сырьевые карьеры), сараи для выделки сырца и печи для его обжига. Появляется разделение труда (обжигальщики, кирпичники и чернорабочие — ярыжные) .
Термин «гончар», в старину «горончар», происходит от слова «горн», обозначающего главное орудие гончара — его обжигальную печь. Существовал также термин «горшечник» — ремесленник, выделывающий различную глиняную посуду; когда такой ремесленник делал изразцы, он назывался гончаром.
Старый Монетный (прежде Хамовный) двор в Москве. С картины Ф.Я. Алексеева. 1800 г.
Формы для русских изразцов XVI—XVII веков обычно были резные деревянные, на что, между прочим, имеются указания и в письменных источниках. Процесс формовки изразца происходил следующим образом: деревянную форму, предварительно присыпанную тонко просеянным песком, клали на гончарный круг и втискивали в нее сырую глиняную массу; круг медленно поворачивали; затем после небольшой воздушной усадки и затвердения глины изразец вынимали из формы и окончательно подсушивали. Изразцы, как и многие виды посуды, покрывали защитным слоем одноцветной или многоцветной поливы (она же мурава, ценина, глазурь). Главными красочными тонами были зеленые, синие, желтые, белые и красно-коричневые. Раскраску производили тщательно, накладывая и заботливо просушивая порознь поливы каждого цвета, так как иначе при обжиге получались подтеки и мутные пятна. Обжигали изделия при очень высокой температуре. Изготовленные таким способом изразцы шли на украшение различных построек и печей. Великолепными образчиками керамических украшений, изготовленных московскими гончарами второй половины XVII века, служат изразцы Крутицкого теремка и церкви Григория Неокесарийского (на Большой Полянке), обработанной Степаном Ивановым «с товарищи» двумя тысячами изразцов (согласно уговору, плата была «от ста изразцов по 40 рублей и наперед сто рублей»). Одновременно с такими изразцами в архитектуре того времени применялась и поливная черепица для покрытия церковных глав и башенных верхов.
Крутицкий теремок
Техника производства керамики была ручная. Эти ограничивало количество выпускаемой продукции, но отнюдь не влияло отрицательно на ее художественность и разнообразие. Местное производство керамических облицовочных материалов достигло сильного подъема в середине XVI столетия, а со второй половины XVII века выросло в пышное декоративное мастерство. Начавшись с наружной облицовки, применение этих материалов с течением времени распространилось на облицовку печей и внутренних частей здания. Старинные изразцовые печи, к сожалению, почти совсем исчезнувшие, представляли собой выдающиеся произведения искусства. На их плоскости были причудливо изображены люди, растения, цветы, фантастические звери, сказочные птицы, военные и охотничьи сцены; встречались и целые сложные композиции, вроде «Приступ Александра царя ко граду Египту». От этих некогда многочисленных декоративных печей сохранилось очень немногое. Подлинные образцы их уцелели еще кое-где в древних провинциальных церквах и монастырях. Из числа московских мастеров целинного дела в первой половине XVII века наиболее известен Мартын Васильев; во второй половине этого столетия, в период расцвета русской керамики, особенно славился Иван Семенов Денежка.
С 1940 года у подножья Таганского холма началось строительство высотного здания, одновременно с чем здесь производились и археологические раскопки, значительно обогатившие наши сведения о Гончарной слободе. Так, было выяснено, что у подошвы холма, близ воды, находились только мастерские избы, жилые постройки стояли выше; затем были обнаружены (в виде срубов) остатки колодцев XVI—XVII веков. Еще больший интерес представляют найденные здесь керамические изделия, выясняющие смену одного вида изразцом другими.
Наиболее древними являются красные и затем зеленые изразцы XVI — первой половины XVII века, оттискивавшиеся на ручном станке в деревянных формах и употреблявшиеся при облицовке печей. Во второй половине XVII века начинают вырабатываться многоцветные изразцы с растительным орнаментом «фряжского» (итальянского) стиля.
Продукция Гончарной слободы не ограничивалась только производством изразцов. Помимо различной посуды, в слободе выделывались также поливные, иногда раскрашенные игрушки: фигурки людей и разных животных (медведь, собака, лошадь), птиц (свистульки), игрушечная посуда, погремушки — все сделанное от руки из той же глины, как и горшки, кувшины. В 1941 году на территории строительства был обнаружен целый горн с игрушками, что наглядно свидетельствует об изготовлении этого вида керамики в самой слободе; потом нашли четыре жернова, инструменты для лощения посуды, сделанные из рога и кости, штамп для изразцов. Эта находка имеет очень важное значение, так как до самого последнего времени полагали, что рельефные изразцы оттискивались только в формах, вырезанных из дерева.
Гончарная слобода, хотя и не такая большая, как Кадашевская, все-таки была довольно обширна, судя по тому, что в ней стояли три храма и в 1679 году насчитывалось 89 дворов. Один из храмов (церковь Успения) имел барабан, украшенный четырьмя поливными фигурами святых. Подобный прием украшения зданий поливной скульптурой связан с большими трудностями и не получил в Москве развития.
Каменщики за работой. С миниатюры XVI века
Рядом с гончарами жили отдельной слободой каменщики. Каменное строительство в Москве со времен грандиозной реконструкции Кремля в конце XV — начале XVI века приняло такие масштабы, что в 1584 году был учрежден особый Приказ каменных дел. Важнейшей функцией этого учреждения был учет рабочих каменного и кирпичного дела на посадах и распределение их по казенным строительствам. «Записным» ремесленникам выплачивали «кормовые деньги» и частично или полностью освобождали от участия в общем тягле сельских или посадских общин. Каменщиков и кирпичников, особенно в XVII веке, усиленно вызывали в Москву со всех концов Руси: одних — на временные работы, других — на постоянное житье. Прибывших размещали по дворам посадских людей, и в своем повседневном быту они ничем не отличались от других ремесленников-слобожан. Очень много каменщиков было вызвано тогда на работы в Новоспасском монастыре, их поместили по соседству с гончарами, около монастыря, в двух дворцовых слободах, где они остались жить по окончании монастырского строительства. Теперь здесь проходят улицы Большие и Малые Каменщики.
В отличие от вызываемых из других мест, московские каменщики и кирпичники, состоя на постоянной «государевой службе», получали хлебное и денежное жалованье.
О высоком искусстве московских мастеров каменного дела свидетельствует такой неповторимый памятник мирового зодчества, как Покровский собор (в просторечии — церковь Василия Блаженного), а также Теремной дворец и не сохранившийся до нашего времени, но хорошо известный по зарисовкам начала XVIII века Большой Каменный мост с его декоративными двухбашенными воротами.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".