Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Жители казенной Гончарной слободы занимались производством облицовочного керамического материала из глины. Искусство керамики на Руси ведет свое начало с древнейших времен. В киевских развалинах найдены обломки и целые облицовочные плитки, которыми украшались храмы времен Владимира I и Ярослава Мудрого. В северной Руси производство материалов строительной керамики возникло в конце XV века из кустарного промысла. Оно постепенно выделялось в специальное ремесло и концентрировалось в городских посадах и больших монастырях, в особых гончарных слободах. В XVII веке появляются специальные избы производственного назначения с кустарным оборудованием. В середине XVII века эти «заводы» уже имеют «глинищные ямы» (сырьевые карьеры), сараи для выделки сырца и печи для его обжига. Появляется разделение труда (обжигальщики, кирпичники и чернорабочие — ярыжные) .

Термин «гончар», в старину «горончар», происходит от слова «горн», обозначающего главное орудие гончара — его обжигальную печь. Существовал также термин «горшечник» — ремесленник, выделывающий различную глиняную посуду; когда такой ремесленник делал изразцы, он назывался гончаром.


Старый Монетный (прежде Хамовный) двор в Москве. С картины Ф.Я. Алексеева. 1800 г.

Формы для русских изразцов XVI—XVII веков обычно были резные деревянные, на что, между прочим, имеются указания и в письменных источниках. Процесс формовки изразца происходил следующим образом: деревянную форму, предварительно присыпанную тонко просеянным песком, клали на гончарный круг и втискивали в нее сырую глиняную массу; круг медленно поворачивали; затем после небольшой воздушной усадки и затвердения глины изразец вынимали из формы и окончательно подсушивали. Изразцы, как и многие виды посуды, покрывали защитным слоем одноцветной или многоцветной поливы (она же мурава, ценина, глазурь). Главными красочными тонами были зеленые, синие, желтые, белые и красно-коричневые. Раскраску производили тщательно, накладывая и заботливо просушивая порознь поливы каждого цвета, так как иначе при обжиге получались подтеки и мутные пятна. Обжигали изделия при очень высокой температуре. Изготовленные таким способом изразцы шли на украшение различных построек и печей. Великолепными образчиками керамических украшений, изготовленных московскими гончарами второй половины XVII века, служат изразцы Крутицкого теремка и церкви Григория Неокесарийского (на Большой Полянке), обработанной Степаном Ивановым «с товарищи» двумя тысячами изразцов (согласно уговору, плата была «от ста изразцов по 40 рублей и наперед сто рублей»). Одновременно с такими изразцами в архитектуре того времени применялась и поливная черепица для покрытия церковных глав и башенных верхов.


Крутицкий теремок

Техника производства керамики была ручная. Эти ограничивало количество выпускаемой продукции, но отнюдь не влияло отрицательно на ее художественность и разнообразие. Местное производство керамических облицовочных материалов достигло сильного подъема в середине XVI столетия, а со второй половины XVII века выросло в пышное декоративное мастерство. Начавшись с наружной облицовки, применение этих материалов с течением времени распространилось на облицовку печей и внутренних частей здания. Старинные изразцовые печи, к сожалению, почти совсем исчезнувшие, представляли собой выдающиеся произведения искусства. На их плоскости были причудливо изображены люди, растения, цветы, фантастические звери, сказочные птицы, военные и охотничьи сцены; встречались и целые сложные композиции, вроде «Приступ Александра царя ко граду Египту». От этих некогда многочисленных декоративных печей сохранилось очень немногое. Подлинные образцы их уцелели еще кое-где в древних провинциальных церквах и монастырях. Из числа московских мастеров целинного дела в первой половине XVII века наиболее известен Мартын Васильев; во второй половине этого столетия, в период расцвета русской керамики, особенно славился Иван Семенов Денежка.

С 1940 года у подножья Таганского холма началось строительство высотного здания, одновременно с чем здесь производились и археологические раскопки, значительно обогатившие наши сведения о Гончарной слободе. Так, было выяснено, что у подошвы холма, близ воды, находились только мастерские избы, жилые постройки стояли выше; затем были обнаружены (в виде срубов) остатки колодцев XVI—XVII веков. Еще больший интерес представляют найденные здесь керамические изделия, выясняющие смену одного вида изразцом другими.

Наиболее древними являются красные и затем зеленые изразцы XVI — первой половины XVII века, оттискивавшиеся на ручном станке в деревянных формах и употреблявшиеся при облицовке печей. Во второй половине XVII века начинают вырабатываться многоцветные изразцы с растительным орнаментом «фряжского» (итальянского) стиля.

Продукция Гончарной слободы не ограничивалась только производством изразцов. Помимо различной посуды, в слободе выделывались также поливные, иногда раскрашенные игрушки: фигурки людей и разных животных (медведь, собака, лошадь), птиц (свистульки), игрушечная посуда, погремушки — все сделанное от руки из той же глины, как и горшки, кувшины. В 1941 году на территории строительства был обнаружен целый горн с игрушками, что наглядно свидетельствует об изготовлении этого вида керамики в самой слободе; потом нашли четыре жернова, инструменты для лощения посуды, сделанные из рога и кости, штамп для изразцов. Эта находка имеет очень важное значение, так как до самого последнего времени полагали, что рельефные изразцы оттискивались только в формах, вырезанных из дерева.

Гончарная слобода, хотя и не такая большая, как Кадашевская, все-таки была довольно обширна, судя по тому, что в ней стояли три храма и в 1679 году насчитывалось 89 дворов. Один из храмов (церковь Успения) имел барабан, украшенный четырьмя поливными фигурами святых. Подобный прием украшения зданий поливной скульптурой связан с большими трудностями и не получил в Москве развития.


Каменщики за работой. С миниатюры XVI века

Рядом с гончарами жили отдельной слободой каменщики. Каменное строительство в Москве со времен грандиозной реконструкции Кремля в конце XV — начале XVI века приняло такие масштабы, что в 1584 году был учрежден особый Приказ каменных дел. Важнейшей функцией этого учреждения был учет рабочих каменного и кирпичного дела на посадах и распределение их по казенным строительствам. «Записным» ремесленникам выплачивали «кормовые деньги» и частично или полностью освобождали от участия в общем тягле сельских или посадских общин. Каменщиков и кирпичников, особенно в XVII веке, усиленно вызывали в Москву со всех концов Руси: одних — на временные работы, других — на постоянное житье. Прибывших размещали по дворам посадских людей, и в своем повседневном быту они ничем не отличались от других ремесленников-слобожан. Очень много каменщиков было вызвано тогда на работы в Новоспасском монастыре, их поместили по соседству с гончарами, около монастыря, в двух дворцовых слободах, где они остались жить по окончании монастырского строительства. Теперь здесь проходят улицы Большие и Малые Каменщики.

В отличие от вызываемых из других мест, московские каменщики и кирпичники, состоя на постоянной «государевой службе», получали хлебное и денежное жалованье.

О высоком искусстве московских мастеров каменного дела свидетельствует такой неповторимый памятник мирового зодчества, как Покровский собор (в просторечии — церковь Василия Блаженного), а также Теремной дворец и не сохранившийся до нашего времени, но хорошо известный по зарисовкам начала XVIII века Большой Каменный мост с его декоративными двухбашенными воротами.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".