Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

Если Москва была центром торговли всего государства, то московский Китай-город был центром торговой жизни самой Москвы. Торговля Китай-города начиналась непосредственно за воротами Кремля, на Красной площади. Это была самая большая и лучшая городская площадь, с утра и до вечера полная торговцами, мужчинами и женщинами, покупателями, работными людьми, нищими и праздношатающимися. Она была заставлена ларями с мелочным товаром и разной неприхотливой снедью, переносными блинными, квасными и т.п. Близ Покровского собора возвышалось белокаменное Лобное место, с которого дьяки объявляли важные указы и смертные приговоры (в XVII веке подобные оповещения стали делать с крыльца Земского приказа). Около собора, у патриаршей Тиунской избы, взимавшей с духовенства разные сборы в пользу патриарха, стояли безместные попы, нанимавшиеся служить обедни в приходских и домовых церквах. Нравы этого «богослужебного рынка» обрисованы в докладе, сделанном в 1604 году патриарху Иову его тиуном (служителем). Безместные попы и дьяконы, по донесению тиуна, в Тиунскую избу не заходили, а садились у Фроловского (Спасского) моста и «бесчинства чинили великие, бранились, укоризны чинили скаредные (гнусные. — В.С.) и смехотворные, иные ж меж себя играли, боролись и в кулачки бились».

По соседству с безместными попами толкались книжники, продававшие рукописные и печатные книги. Такое соседство объясняется тем, что попы были люди грамотные: одним из них книги нужны были для себя, другие сами приносили их на продажу. Об этом виде книжной торговли упоминается в источниках еще конца XVI века. В последние десятилетия XVII века около моста Спасских ворот образовался особый книжный ряд, где, кроме книг, продавались также и «листки деревянной печати» (русские гравюры), а позднее появилась библиотека. Крестьяне пригородных сел тоже приходили сюда «для найму для работы с Красныя площади».

За площадью начинались торговые ряды. Это был целый «городок» небольших лавок, передний ряд которых изображен на Годуновском чертеже Кремля и Красной площади первых лет XVII века. Тогда, по-видимому, лавки в большинстве были деревянные. После великого «московского разорения», то есть общеизвестных событий начала XVII века, на месте сгоревших лавок были построены новые и при этом много каменных. Торговые помещения по своим размерам делились на лавки, полулавки и четверть лавки (встречалась даже одна восьмая лавки). Размер полной лавки равнялся 2 саженям в ширину и 2 1/2 саженям в глубину. Таким образом, это были небольшие помещения, с крепкими сводами и маленькими окошками, закрывавшимися железными ставнями, благодаря чему они были малодоступны огню; под лавками находились подвалы для хранения товаров. В лавках товары лежали в особых коробах. Сапоги, рукавицы, папки, кушаки и тому подобные вещи, развешанные на шестах возле лавок, отдавались на ночь под охрану сторожей.

В Китайгородских рядах можно было купить все, начиная с конопляного масла и кончая ювелирными изделиями тонкой работы. Иностранцы с большой похвалой отзывались об устройстве здесь розничной торговли. Каждый ряд (к концу XVII века их насчитывалось 120) торговал только одним определенным товаром: хлебом, калачами, пирогами, овощами, сельдями, свежей рыбой, ветчиной, маслом, медом, орехами, железом, седлами, готовым платьем, посудой, сапогами, кожами, иконами, свечами, воском, замками, ножами и т.д., что было очень удобно для покупателей. Отсюда и старинная поговорка: незачем было «с суконным рылом лезть в калашный ряд».


Красная площадь в первой половине XVII века. (Внизу, на месте нынешнего ГУМ, передние лавки Торговых рядов.) Фрагмент Годуновского плана-чертежа московского Кремля и прилегающей к нему местности начала XVII века

Впрочем, точная специализация торговли по родам товаров далеко не всегда соблюдалась, потому что на деле трудно было сосредоточить один вид товара исключительно в том или другом особом ряду. Румяна и белила, например, можно было купить не только в Белильном ряду, но и в Москательном и Овощном рядах; бархат продавался в Суконном и Ветошном рядах, и т.д. Особенно разнообразны были товары в Овощном ряду: здесь, наравне с писчей бумагой, книгами и льняными холстами, продавались редкие заграничные товары вроде турецкого атласа, венецианской стеклянной посуды, мыла «грецкого и индейского»; для царского двора и богатого боярства здесь же приобретали «фряжские и немецкие листы» (заграничные гравюры), «трубки зрительные», западноевропейскую мебель и т.п.

Кроме лавок, в Китай-городе было много «фряжских» погребов, где торговали исключительно «заморскими» — испанскими и французскими — винами. Несколько винных погребов принадлежало царю, но большая часть — гостям, торговым людям гостиной и суконной сотен, иногда иноземцам. Для людей более состоятельных погреба служили трактирами. Правительство издавало «крепкие заказы» рядским старостам и десятским, чтобы в погребах вино продавалось только в ведерную меру, не менее четверти ведра, и притом только навынос. Но эти указы на деле почти не исполнялись, хотя ослушникам грозило публичное наказание плетьми и 10-рублевый штраф.

Функции торговой полиции были поручены правительством рядовым старостам и подчиненным им десятским (один человек от десяти лавок). Караульщики торговых рядов служили или по найму, или «по выбору мирских лавочных людей» с «поручною записью». Они разделялись на «кровельных» и «замочных»: первые дежурили летом на кровлях лавок, наблюдая за тем, чтобы где-нибудь не загорелось, вторые ночью «ходили беспрестанно», в рядах, имея при себе ключи от замков, запиравших решетки рядов.

Необходимо отметить разницу, существовавшую между «рядом» и слободой. В то время как строй казенных мастеров являлся и территориальной и ремесленной общиной, «ряд» представлял собой объединение известной труппы лиц интересами торга и промысла; кроме того, слободской мир был древнее «ряда».

В Китай-городе существовали в XVII веке три гостиных двора: Старый, Новый и Персидский, последний — специально для восточных купцов. На этих дворах торговали только оптом, большими партиями; все приезжие купцы обязаны были складывать свои товары исключительно в гостиных дворах, нанимая там лавки и амбары. В Новом гостином дворе, служившем до конца XVIII века и биржей, находились большие городские весы.

Московская торговля принимала своеобразный характер в дни больших базаров, зимою издавна происходивших на льду Москвы-реки, куда и слобожане приносили и привозили свою продукцию.

До потомства дошло по этому поводу очень интересное сообщение итальянского путешественника Амвросия Контарини, посетившего Москву в 1476 г. и оставившего в своих записках первое по времени описание древней Москвы, в преддверии великой реконструкции ее Кремля при Иване III. Вот что писал Контарини: «В конце октября река, протекающая посреди Москвы, покрывается крепким льдом, на котором купцы ставят лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе. Они полагают, что это место, будучи с обеих сторон защищено строениями, менее подвержено влиянию стужи и ветра. На таковой рынок ежедневно, в продолжение всей зимы, привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы; в конце же ноября все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу. Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах… На реке бывают также конские ристания и другие увеселения».

Торговля не ограничивалась пределами Китай-города, который уже в XVI веке стал для нее тесен. Торговля перекидывалась за Москву-реку, на Болото — очень оживленный торговый пункт Замоскворечья, где находились обширный Кузнечный ряд, лесной рынок, ряды — Гончарный, Лапотный, Горшечный и Бочарный, и дальше на Балчуг, где, помимо прочего, стояли 42 государевы лавки и большой Кружечный двор. Торговля шла и в Белом городе (в Охотном ряду, у Ильинских ворот, на Арбате). Судя по отрывкам из переписных книг конца 60-х и начала 70-х годов XVII века, торговля в Белом городе в эти десятилетия была широко развита. Что же касается Земляного города, то три десятилетия спустя он, согласно описи 1701 года, по количеству торговых мест (1666) представляется уже значительной частью Москвы. Из торговых мест Земляного города следует отметить Таганку, на которой было довольно много лавок и кузниц, затем места, находившиеся непосредственно за Смоленскими и Тверскими воротами.

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".