Телеграм-канал «Классика», посвящённый искусству. Пригласительная ссылка, чтобы подписаться. Каждый день интересные обзоры, музыка, книги, картины, кинофильмы.

В архивных материалах до последнего времени не обнаружено специального описания (да, вероятно, его и не было) старомосковской школы начального обучения. Но о ней можно составить себе достаточно полное представление, если обратиться к так называемым азбуковникам XVI—XVII веков, сохранившимся до наших дней. Азбуковник — это не азбука, не букварь в узком значении этого слова. Скорее это руководство для чтения детей, отчасти уже знакомых с грамотой. И вместе с тем в азбуковнике имелись правила как для учащих, так и для учащихся.


Иллюстрированный лист из «Букваря» Кориона Истомина. 1682 года

В азбуковниках сначала шла азбука, то есть начертание букв в алфавитном порядке. В некоторых пособиях этот алфавит был толковый, сопровождавшийся поучительными изречениями. Например, под буквой «X» стояло: «Храни свещу твою от ветру, сиречь (то есть) душу от лености». Вслед за алфавитом шли склады, образцы скорописи, затем — формы обращения в письмах, кому и как писать. В некоторых азбуковниках сообщались начальные сведения грамматического характера и столь же начальное «арифметическое учение»; в других — для «остроты ума» помещались замысловатые загадки и изречения житейской мудрости, откуда учащиеся черпали, между прочим, некоторые сведения и о «достопамятных мужах» (например: «Ксанф и философ был, а у раба Езопа в посрамлении много находился» и т.п.). За редкими исключениями, во всех азбуковниках помещались школьные правила, во многих вкратце сообщалось о семи «свободных мудростях», каковыми считались: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, или «числительница», геометрия и астрономия. Под геометрией разумели тогда искусство мерить землю.

Наряду с азбуковниками существовали и простые буквари; по одним из них учащиеся знакомились с буквами и книжными слогами, по другим («прописи») обучались письму. Можно полагать, что многие школьные учителя сами составляли подобные буквари для своих школ, в соответствии с личными взглядами на объем и метод преподавания.

Азбуковники и буквари долгое время были рукописные, в виде столбцов (скатанных наподобие нынешних обоев) и тетрадей. С первой половины XVII века появляются печатные азбуковники и буквари. Они способствовали более правильной постановке школьного обучения, так как ученики получили возможность учиться алфавиту и складам по четкому, определенно установленному шрифту. Первым по времени московским печатным учебником было «Начальное учение человеком, хотящим разумели божественное писание», с гравюрой, вышедшее в 1634 году и приписываемое дьяку и справщику Печатного двора Василию Бурцеву. Три года спустя (1637) выходит уже второе издание «Начального учения». В 1648—1649 годах на складе московского Печатного двора находилось около 11 500 книг, причем 50% составляли книги светские, среди которых преобладали учебные руководства (буквари, грамматики). Первое место здесь принадлежало букварю Бурцева, изданному в количестве 2 900 экземпляров; продавался он за две деньги (1 копейка), что делало его вполне доступным для широких масс населения. За вторую половину XVII века Печатный двор издал более 300 тысяч букварей, не считая 150 тысяч других учебных пособий (учебные псалтыри и часословы).


В московской школе XVII века. С гравюры из «Букваря» Федора Поликарпова 1701 года

После выхода в свет букваря Бурцева с 1652 года в обращении появился целый ряд учебников других составителей; некоторые из них были «рисовальные», то есть иллюстрированные. Здесь особо следует отметить «Букварь славянорусских писмен», составленный (1682 г.) Карионом Истоминым.

Букварь его был издан дважды, причем для каждой буквы Леонтий Бунин выгравировал на меди лист с разными предметами, названия которых начинаются с этой буквы. Такое введение в учебное пособие элемента наглядности было очень рациональной мерой, так как облегчало школьникам усвоение «книжного учения». Для нас иллюстрации подобных изданий представляют особый интерес, потому что они дают изображение некоторых предметов школьной обстановки (чернильница, песочные часы, гусиные перья и пр.).

В 1701 году вышел иллюстрированный букварь Федора Поликарпова. Хотя с формальной стороны этот учебник, так же как и «Букварь языка славенска», изданным дважды (в 1704 и 1708 гг.), относится уже к XVIII веку, фактически все это — азбуковники допетровского времени. Только в 20-х годах XVIII века выходит учебное пособие иного типа, чем азбуковники: «Первое чтение отрокам», составленное Феофаном Прокоповичем, известным сподвижником Петра I в борьбе с реакционным духовенством. Это пособие, немалым преимуществом которого был его более простой, по сравнению с азбуковниками, язык, за четыре года выдержало 12 изданий. Несмотря на это, азбуковники еще долго сохранялись на Руси; надолго удержался, по крайней мере в обиходе домашнего образования, и прежний метод и прежний объем преподавания.

Из вышесказанного с несомненностью явствует, что допетровская Русь была не бедна учебными пособиями, имевшими достаточно широкое распространение. Это, в свою очередь, свидетельствует о существовании тогда школ в городах; в частности, о московских школах мы располагаем прямыми известиями.

В 1667 году прихожане церкви Иоанна Богослова в Китай-городе (в ее новом здании, построенном в 1825 году, сейчас находится Музей истории и реконструкции Москвы) в челобитной царю заявили о своем желании открыть по образцу украинских «братских училищ» свое Приходское училище с преподаванием языков славянского, греческого и латинского, грамматики и прочих «свободных учений». Царь дал свое согласие, патриархи благословили начинание прихожан, получивших грамоту на устройство школы при своем храме («И при церкви сей быть школе греческия и славянския грамматике…») Дальнейших сведений об этой школе не сохранилось.

Этот случай поясняет, каким образом учреждались в старой Москве школы. Прихожане какой-нибудь приходской (слободской) церкви устраивали при ней богадельню и школу. На дворе священника или одного из причетников отводилась особая изба, «где бы ребяткам грамоте учиться»; иногда для этой цели строились даже особые здания. Так, в старинной слободе барашей (шатерников), память о которой сохранилась в названии Барашевского переулка, в 1660-х годах при местной церкви было выстроено для школы специальное здание. И это не только в Москве. Известно, например, что в 1685 году в городе Боровске, близ торговой площади, была построена «школа для учения детям».


Урок пения в московской школе XVII века. С рисунка из рукописи 1681 года

Предыдущая | Оглавление | Следующая

 

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".