В результате Земского собора 1648—1649 года в отношении посада произошли следующие изменения. Все московские слободы, принадлежавшие патриарху, митрополитам, монастырям и другим беломестцам и заселенные торгово-промышленными и ремесленными людьми, указано было со всем населением взять (на практике — с некоторыми исключениями) «на великого государя». Если в этих слободах оказывались кабальные холопы или владельческие пахотные крестьяне, то таковых прежние их владельцы обязаны были свести в свои дворы и поместья. Служилые люди разных чинов, занимавшиеся в Москве торговлей или промыслами, должны были наравне с чернослободцами платить различные городские подати, но от специально тяглых повинностей освобождались. Мелкие служилые люди платили пошлины и оброк по-прежнему. Дети духовных лиц и церковнослужителей, а равно вольные торгово-промышленные и владельческие люди, проживавшие в городах, должны были быть приписаны к посадскому тяглу. Женившиеся на посадских вдовах или девушках, в случае если к ним перешло имущество посадских людей, обязаны были нести общепосадское тягло. Так как впредь никаких частновладельческих слобод вокруг Москвы не должно было быть, то все тяглые дворы, проданные беломестцам или перешедшие к ним за неуплату долга, велено было возвратить без всякого вознаграждения владельцев. Тех же «черных» людей, кто впредь продаст или заложит беломестцу свой двор, указано бить кнутом. Иногородние торговые люди, имевшие в Москве дворы и лавки, должны были тянуть посадское тягло; окрестные крестьяне могли торговать только на гостином дворе и с возов и стругов.
Медленно потухало пламя, зажженное в Москве «соляным бунтом», самым большим городским движением XVII века. Восстание, поднявшееся в столице, вызвало в 1648—1650 годах волнения во многих других городах. Революционная волна улеглась с окончанием восстания в Новгороде и Пскове. Соборное «Уложение», разумеется, не смягчило классовых противоречий. В частности, очень неуверенно чувствовала себя тогда привилегированная верхушка торговых людей Москвы. Когда, по словам Поммеренинга, якобы наступил наконец «со всех сторон добрый мир и спокойствие», торговые люди гостиной сотни, протестуя против отобрания у них обратно в слободы «лучших» людей, подали царю челобитье, в котором, между прочим, поясняли: «А мы, холопи твои, тебе государю бити челом против их челобитья в то смутное время за боязнью не смели».
Но постепенно память о грозных событиях 1648 года стала тускнеть, и в столице восстановилась будничная жизнь с ее повседневной суетой, заботами и трудами, пока накопившееся чувство социальной неправды и справедливого озлобления опять не вырвалось наружу и не разрешилось новым народным восстанием.
Произошло оно летом 1662 года в тяжелой обстановке затяжных войн с Польшей и Швецией и, подобно событиям 1648 года, имело характер широкого антифеодального классового движения. Война с Польшей за воссоединение Украины была объявлена осенью 1653 го да, а уже в 1654 году правительство обратилось к традиционному способу извлечения денежных средств в особых случаях, а именно — к чрезвычайным налогам, в том числе и к десятой деньге. Первый сбор ее был проведен весной 1654 года, а осенью того же года десятая деньга была взята вторично не только с посадских людей, но и с крестьян. Подобные налоги, разумеется, вызывали очень большое недовольство в столице и в провинции. Непосредственным поводом к восстанию послужила кредитная операция, на которую правительство пошло ввиду острой нужды в средствах для покрытия неотложных военных расходов. Были выпущены (как это делалось тогда в Испании, Швеции, Саксонии и других странах) медные монеты с клеймом серебряной деньги, которые население поначалу принимало с доверием, так как правительство взимало платежи одинаково как серебряной, так и медной монетой. Для чеканки медной монеты был устроен новый Денежный двор. Но запасы казенной меди быстро истощились, медь стали покупать у своих и зарубежных купцов, переливали даже медную посуду. Инициатором кредитной операции был, по-видимому, стольник Ф. Ртищев, но проведение ее было возложено на людей, заведомо никогда не отличавшихся честностью. Это были тесть царя боярин И.Д. Милославский и племянник царя со стороны матери дворянин Матюшкин. И тот и другой, воспользовавшись удобным случаем для личного обогащения, широко занялись чеканкой фальшивой монеты. Иностранец-современник утверждал, что Милославский для себя и родственников начеканил медной монеты на 120 тысяч рублей; вместе с этим он и Матюшкин выпускали из тюрьмы за взятки уличенных фальшивомонетчиков. Тем временем правительство распорядилось принимать в уплату податей только серебро, а само расплачивалось медью. Состоятельные люди начали припрятывать серебро; его отсутствие на рынках подняло цены на все товары и продукты питания в несколько раз. Произошло падение курса медного рубля: за серебряный рубль стали давать 17 медных. Ратные люди, получая жалованье медными деньгами, терпели страшную нужду, вследствие чего на фронте началось дезертирство, принявшее широкие размеры. Положение ремесленников, работных людей и других, им подобных, стало невыносимым. Катастрофа была неизбежна, и в июле 1662 года в Москве разразился «медный бунт». За полгода до этого восстания в столице и других городах ропот населения на дороговизну продовольствия и товаров достиг угрожающей силы. Чтобы собрать точные и достоверные сведения об этом тревожном обстоятельстве и выяснить его причины, боярину И.Д. Милославскому, стольнику Стрешневу и подручным им дьякам велено было допросить старост разных московских слобод, торговых людей и гостей, для того чтобы они, «меж себя поговоря, помыслили, откуда и от каких промыслов серебра взять и отчего на Москве и в городе хлеб и всякие харчевые запасы и товары стали дороги и. чем бы той дорогой цене учинить помощь». В соответствии с этим были собраны «сказки» (докладные записки) с ответами на вопросы, поставленные правительством.
Представители богатой Кадашевской слободы писали: «Греки и иные иноземцы из порубежных городов приезжают в Москву с медными деньгами и покупают и меняют серебряные деньги дорогою ценою и свозят к себе; в Москве Серебряного ряду торговые люди также покупают большою ценою на медные серебряные деньги и сливают их в дельное серебро, и от того серебро скудеет. Во всех городах Московского государства учинилась дороговль хлебная и соляная и всякий харчь и товары не от хлебного недороду, но от медных денег». Чернослободцы писали, что приезжающие из-за рубежа греки «покупают великую соболиную казну (меха) на медные деньги и медными деньгами покупают серебряные деньги и с тех своих промыслов в казну великого государя пошлин и никакие прибыли не платят, великая нищета и гибель чинится хлебной цене от воровских (фальшивых) денег; в прошлых летах мочно было мастерскому человеку и с женою быти сыту днем алтынным хлебом, а ныне мастерскому человеку одного хлеба и харчу саму другу надобно на 26 алтын». Какие-либо комментарии в настоящем случае, конечно, излишни. Чернослободцы подчеркивали, что, кроме греков, в Москву приезжают жители украинных городов (Путивль, Рыльск), «покупают дорогою ценою ефимки и вывозят их в черкасские и в иные польские взятые города». Вместе с тем чернослободцы высказывали надежду, что когда государь «с своими с неприятелями учинит мирное постановление… в мире серебряные деньги объявятся, и с хлеба и со всякого товару с харчевого цены сбудут». Чернослободцы, а равно члены гостиной сотни и гости согласно просили царя для выяснения столь важного вопроса собрать «из всех городов лутчих людей по пять человек». Но на причину страшной дороговизны они смотрели по-разному.
Кадашевцы и чернослободцы главной причиной всех бедствий считали медные деньги. Напротив, представители привилегированных купеческих корпораций обходили вопрос о медной монете (спекулируя которой, многие из них хорошо наживались) и главной причиной наступившей хозяйственной разрухи считали «хлебную дороговль», не поясняя, однако, что, в свою очередь, служит ее причиной. И в то же время во всех «сказках» единогласно указывалось на результаты обесценения денег, повсеместное разорение и неотложную необходимость как можно скорее вернуться к серебряному обращению. Современник Котошихин писал, что сельское население Русского государства отказывалось принимать медные деньги, крестьяне перестали подвозить продовольствие в города, отчего и началась дороговизна на все предметы.
Предыдущая | Оглавление | Следующая
Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку "g+1".